Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 1000914-6 "О внесении изменений в статью 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве",
внесенному депутатом Государственной Думы С.Е. Вайнштейном
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается дополнить Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве (далее - Закон об исполнительном производстве) положениями, предоставляющими взыскателю по исполнительному документу, право запрашивать у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
При этом автором законодательной инициативы обращается внимание на то, что в настоящее время согласно части 8 статьи 69 Закона об исполнительном производстве взыскатель может получить соответствующую информацию только в налоговом органе, при этом кредитные учреждения и банки часто отказывают в предоставлении вышеуказанной информации, в случаях, если к ним обращается непосредственно взыскатель. Наряду с этим сегодня у взыскателя отсутствует возможность получить необходимые сведения у организаций, которые являются залогодержателями имущества должника (в частности, о залоге движимого имущества).
Из системного толкования положений частей 8 и 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве, а также практики применения указанных норм* следует, что взыскатель вправе обратиться в налоговые органы с запросом о получении информации о счетах должника с одновременным предъявлением подлинника или заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению. Налоговые органы в свою очередь должны предоставить информацию о наименовании, основном государственном регистрационном номере (ОГРН) и месте нахождения банка, в котором открыты счета должника, а также о номерах этих счетов в течение семи дней со дня получения указанного запроса.
Вопрос предоставления взыскателю более широкого спектра прав, в частности, по получению сведений о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также по получению данной информации в банках и иных кредитных организациях, по мнению Комитета, должен рассматриваться с учетом особого режима охраны данной информации.
Согласно статье 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов (соблюдение банковской тайны). При этом данной статьей урегулирован порядок предоставления справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц по запросу судов отдельных категорий должностных лиц, и др., среди которых взыскатели по исполнительному производству не предусмотрены.
Комитет также обращает внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой "закрепление в законе отступлений от банковской тайны - исходя из конституционного принципа демократического правового государства, обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность и обеспечивать их баланс в законодательстве и правоприменении, верховенства Конституции Российской Федерации и ее высшей юридической силы, свободы экономической деятельности и свободного предпринимательства - не может быть произвольным.
Такие отступления должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и интересов граждан, не затрагивать существо соответствующих конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания закрепляющих эти права конституционных положений, и могут быть оправданы лишь необходимостью обеспечения указанных в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации целей защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и общественной безопасности"**.
Кроме того, получение взыскателями указанной выше информации в банках и иных кредитных организациях представляется излишним, поскольку для реализации ими права по самостоятельному направлению (без обращения в службу судебных приставов) в банк или иную кредитную организацию исполнительного документа о взыскании денежных средств или об их аресте (статья 8 Закона об исполнительном производстве) достаточным будет наличие информации о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, которую они сегодня вправе получать в налоговых органах.
Относительно затронутой автором законодательной инициативы проблемы получения взыскателем и судебным приставом-исполнителем информации об имеющихся обременениях имущества должника Комитет отмечает следующее.
В настоящее время действительно существуют определенные сложности в получении информации о залоговых обязательствах должника по принадлежащему ему движимому имуществу, поскольку не во всех случаях закон предусматривает обязательную государственную регистрацию залогов такого имущества.
Однако следует принимать во внимание, что с 1 июля 2014 года в Российской Федерации осуществляется учет залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, за исключением имущества, залог которого подлежит государственной регистрации или учет залогов которого осуществляется в ином порядке согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, путем регистрации уведомлений о залоге движимого имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества.
Осуществление такой регистрации возложено на нотариусов (статьи 103.1-103.7 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате) Реестр уведомлений о залоге движимого имущества является составной частью единой информационной системы, принадлежащей Федеральной нотариальной палате (статья 34.2 Основ). Согласно статье 103.7 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате краткая выписка из реестра уведомлений о залоге движимого имущества выдается нотариусом по просьбе любого лица (в том числе на основании заявления, направленного нотариусу в электронной форме).
Комитет обращает внимание, что в пояснительной записке к законопроекту не приводится каких-либо обоснований необходимости предоставления взыскателю права запрашивать в банках и иных организациях информацию об имуществе должника, находящегося в залоге.
При этом на сегодняшний день отсутствуют какие-либо правовые препятствия получения такой информации судебным приставом-исполнителем.
Согласно статье 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и статье 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации; информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.
Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона "О внесении изменений в статью 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" отклонить.
Утверждено на заседании Комитета " " мая 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
_____________________________
* Вопросы предоставления налоговыми органами соответствующей информации взыскателям также регламентированы в Письме ФНС РФ от 11.06.2009 N МН-22-6/469@
** Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 N 8-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.