Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1000387-6 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
(в части ограничений, связанных с прохождением гражданской и муниципальной службы), внесенный Тюменской областной Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 марта 2016 года (протокол N 289, пункт 60) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1000387-6 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Законодательная инициатива направлена на расширение круга лиц, в непосредственном подчинении которых не могут находиться гражданские и муниципальные служащие. Законопроектом предлагается предусмотреть ограничение принятия и нахождения на гражданской службе в случае близкого родства с лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
В соответствии с принципом единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, подобное ограничение предлагается ввести и для муниципальных служащих, в случае близкого родства с лицом, замещающим муниципальную должность, муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. Аналогичный законопроект был внесен в Государственную Думу Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 30 октября 2015 года (N 917968-6). В своем официальном отзыве Правительство Российской Федерации не поддержало концепцию законопроекта.
Следует отметить, что лица, замещающие государственные должности (в том числе выборные), являются представителями публичной власти и не являются государственными служащими. На практике возможность непосредственной подчиненности или подконтрольности гражданского служащего лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, ограничена небольшим кругом должностей. Принятие проекта федерального закона приведет к ограничению прав широкого круга лиц (например, помощники депутатов всех уровней).
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение отдельных гражданских прав в отношении государственных и муниципальных служащих является обычной практикой во всем мире.
Очевидно, что главной целью законодательного установления ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой и муниципальной службой, является обеспечение эффективного исполнения служащим своих должностных обязанностей, исключающего возможность злоупотребления полномочиями, создание условий для беспристрастного принятия им управленческих решений.
Не стоит упускать из виду и трудности, которые могут возникнуть при применении предполагаемой нормы закона. Необходимо оценить эффективность установления предлагаемых норм, провести анализ социально-экономических последствий их реализации. На основании результатов оценки и анализа возможна корректировка круга лиц, на которых предполагается распространить предлагаемые ограничения.
Само по себе отсутствие или наличие родственных отношений не является гарантией отсутствия коррупции. Так, например, введение предлагаемых норм может негативно отразиться на муниципальных служащих. В небольших муниципальных образованиях часто не хватает профессиональных квалифицированных кадров. Введение еще больших ограничений может ухудшить кадровую обстановку.
Обязанность сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, предусмотрена частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности.
Под конфликтом интересов в Федеральном законе N 273-ФЗ понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Понятие конфликта интересов, используемое в Федеральном законе N 273-ФЗ, предполагает сущностную оценку той или иной ситуации как на предмет наличия или отсутствия личной заинтересованности, так и на возможность влияния такой заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение обязанностей конкретным должностным лицом.
В тоже время, действующее антикоррупционное законодательство предусматривает достаточно инструментов предотвращения злоупотреблений служебными полномочиями и мер по профилактике коррупции, вплоть до увольнения либо лишения полномочий (в частности, в связи с утратой доверия).
На основании вышеизложенного Комитет не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.