Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1029618-6 "О независимой оценке квалификации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с проведением независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, и устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, определяет правовое положение, права и обязанности участников независимой оценки квалификации.
Часть 3 статьи 1 законопроекта, согласно которой в случае, если федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок оценки квалификации, чем установлен проектируемым федеральным законом, то оценка квалификации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в предлагаемой редакции противоречит позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 июня 2004 года N 13-П и устанавливающей, что приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений, а также допускает приоритет иных нормативных правовых актов Российской Федерации перед законом, что не соответствует конституционному принципу верховенства федеральных законов.
Полагаем необходимым согласовать положения части 1 статьи 1 законопроекта, согласно которым осуществляется независимая оценка квалификации на соответствие профессиональным стандартам, и положения пункта 3 статьи 2 законопроекта, в соответствии с которым независимая оценка квалификации - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта. Кроме того, указанные положения законопроекта нуждаются в согласовании с нормами статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым "профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности".
В соответствии с частью 1 статьи 5 законопроекта Национальный совет осуществляет координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Указанное положение в отношении федеральных органов исполнительной власти нуждается в согласовании с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", предусматривающим, что руководство работой и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Кроме того, следует иметь в виду, что термин "органы государственной власти Российской Федерации" включает в себя также законодательные органы и суды, деятельность которых не может координироваться Национальным советом исходя из их правового статуса.
Частью 4 статьи 5 законопроекта установлено, что принятие уполномоченным органом исполнительной власти нормативных правовых актов по вопросам оценки квалификации осуществляется после их рассмотрения и одобрения Национальным советом. Обращаем внимание, что согласно подпункту "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральное министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В отношении наделения уполномоченным органом исполнительной власти функциями и полномочиями национальное агентство развития квалификаций и совет по профессиональным квалификациям (пункт 8 статьи 6, пункт 1 части 1 статьи 9 законопроекта), которые являются юридическими лицами, отмечаем, что согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет руководство и контроль деятельности только подведомственных ему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.