Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1029618-6 "О независимой оценке квалификации"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1029618-6 "О независимой оценке квалификации", подготовленный в рамках реализации ряда поручений Президента Российской Федерации, предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами при поддержке государства системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам.
Необходимость разработки рассматриваемого законопроекта, как следует из пояснительной записки, обусловлена повышением требований к квалификации работников, влекущим необходимость совершенствования подходов к оценке этой квалификации. Полученные в рамках непрерывного образования, в том числе на производстве, компетенции работников требуют подтверждения, которое имело бы универсальное признание.
Цель разработки законопроекта N 1029618-6 "О независимой оценке квалификации" представляется актуальной и важной для развития современного рынка труда в Российской Федерации, повышения доли высококвалифицированных работников. Однако анализ законопроекта показывает, что данная цель законопроектом в предложенной редакцией достигается не в полной мере.
Так, требует большей проработки и конкретизации вопрос о предмете и сфере действия проектируемого закона "О независимой оценке квалификации" и о ее соотношении с предметом и со сферой действия нормативных правовых актов, которыми установлен иной порядок оценки квалификации.
С одной стороны, наименование законопроекта дает основания ожидать, что он регулирует все отношения, возникающие в сфере независимой оценки квалификации. Об этом же говорит ч. 2 статьи 1 законопроекта, утверждая, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, определяет правовое положение, права и обязанности участников независимой оценки квалификации.
С другой стороны, в ч. 1 статьи 1 законопроекта предмет и сфера его действия сужаются до отношений, возникающих в связи с проведением независимой оценки квалификации только на соответствие профессиональным стандартам. Тем самым, как минимум, предполагается возможность существования некой независимой оценки квалификации на соответствие другим критериям.
С учетом нормы ч. 1 статьи 1 наличие в законопроекте ч. 3 статьи 1 представляется излишним, поскольку если другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен некий порядок оценки квалификации, предусматривающий применение критериев иных, чем профессиональные стандарты, или оценку, проводимую в соответствии с этим порядком нельзя назвать независимой, то эта сфера заведомо не входит в предмет регулирования законопроекта.
Наряду с предметом и сферой действия проектируемого закона уточнения требуют его нормы, определяющие правовой статус отдельных "участников системы оценки квалификации".
Законопроект содержит положения, в которых констатируется наличие (а фактически - предписывается создание) Национального совета и национального агентства развития квалификаций. Однако вопрос создания Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям находится в ведении Президента Российской Федерации.
Несмотря на наличие в ч. 3 статьи 5 законопроекта положения о том, что полномочия и состав Национального совета определяются указом Президента Российской Федерации, фактически частично эти функции берет на себя закон:
1) в п. 2 статьи 2 закреплена цель создания Президентом Национального совета - для рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития квалификаций в Российской Федерации;
2) в ч. 2 статьи 5 перечислено кто может входить в состав Национального совета;
3) законопроектом Национальному совету вменяются следующие полномочия:
- в ч. 1 статьи 5 - полномочие по осуществлению координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных, а также иных организаций в сфере оценки квалификации;
- в ч. 4 статьи 5 - полномочие по предварительному рассмотрению и одобрению нормативных правовых актов по вопросам оценки квалификации, принимаемых уполномоченным органом исполнительной власти;
- в п. 6 статьи 6 - полномочие предварительно одобрять на основе предложений советов по профессиональным квалификациям перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена, по соответствующим квалификациям;
- в п. 2 статьи 7 - полномочие принимать решение о наделении совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения оценки квалификации по виду профессиональной деятельности;
- в п. 8 ч. 4 статьи 7 - полномочие принимать решение о поручении совету по профессиональным квалификациям для соответствующего вида профессиональной деятельности проводить оценку квалификации при отсутствии центров оценки квалификации.
Все перечисленные выше полномочия Национального совета не согласуются с его статусом консультативного органа (п. 2 статьи 2).
Положения п. 1 статьи 2 законопроекта о соучредителях АНО "Национальное агентство развития квалификаций" не в полной мере соответствуют ч. 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений.
Работодатели и соискатели, очевидно, не могут являться участниками "системы оценки квалификации" (п.п. 5 и 6 статьи 3 законопроекта). Они лишь пользуются ее услугами.
Отдельные нормы законопроекта нуждаются в согласовании между собой в части установления компетенции различных "участников системы независимой оценки квалификации".
Так, в п. 8 ч. 1 статьи 9 установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере оценки квалификации. На первый взгляд это соответствует положению п. 3 статьи 6 и п. 5 ч. 4 статьи 7 законопроекта, в соответствии с которыми мониторинг и контроль деятельности центров оценки квалификации осуществляет совет по профессиональным квалификациям для соответствующего вида профессиональной деятельности, а в случае его отсутствия - национальное агентство развития квалификаций. Однако уже в ч. 2 статьи 9 предлагается установить, что мониторинг в сфере независимой оценки квалификации осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти.
Из содержания ряда положений законопроекта (ч. 5 статьи 4; п. 6 статьи 6; п.п. 3, 6 и 7 ч. 4 статьи 7; ч. 4 статьи 8) следует, что национальное агентство развития квалификаций вносит ту или иную информацию в реестр независимой оценки квалификаций или исключает информацию из него. В то же время, п. 4 статьи 6 законопроекта установлено, что указанное национальное агентство только организует формирование и ведение реестра.
Кроме того, в части соотношения компетенции различных органов имеются рассогласования между положениями законопроекта и пояснительной записки. Например, в п. 1 статьи 4 установлено, что порядок проведения профессионального экзамена устанавливает Правительство Российской Федерации, а в пояснительной записке утверждается, что положения о проведении профессионального экзамена утверждает Минтруд России.
В законопроекте на раскрывается понятие ответственности, которую несет национальное агентство развития квалификаций за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре (ч. 2 статьи 10).
Имеются и другие замечания к отдельным положениям законопроекта.
Кроме того, необходимо согласование проектируемых норм законопроекта с действующими нормами Трудового кодекса Российской Федерации и с проектируемыми нормами законопроекта N 1029893-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации".
Так, положения проектируемых ч. 1 статьи 1 о проведении независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам и п. 3 статьи 2, содержащей определение понятия "независимая оценка квалификации", необходимо согласовать со статьей 195.1 ТК РФ, дающей определение профессионального стандарта.
Ни рассматриваемый законопроект, ни проект федерального закона N 1029893-6 не описывают правовые последствия получения (неполучения) работником или другим соискателем соответствующего свидетельства о профессиональной квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена.
На рассматриваемый законопроект поступило 6 отзывов законодательных (представительных) и 10 отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все эти отзывы положительные.
Счетная палата Российской Федерации высказывает ряд замечаний к законопроекту и полагает возможным поддержать его при условии доработки ко второму чтению.
На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29 мая 2015 года стороны РТК, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, в основном согласились с рассматриваемым проектом федерального закона с учетом высказанных замечаний и предложений.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1029618-6 "О независимой оценке квалификации" с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.