Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1039101-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности",
внесенному депутатом Государственной Думы И.А. Яровой и членом Совета Федерации В.А. Озеровым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается, в частности, понизить до 14 лет возраст наступления уголовной ответственности за совершение ряда преступлений террористической направленности; усилить уголовную ответственность за отдельные преступления указанной категории, а также за преступления, связанные с экстремистской деятельностью путем установления или повышения нижнего предела наказания в виде лишения свободы либо установления безальтернативного наказания в виде лишения свободы в санкциях соответствующих статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ); предусмотреть, что совершение преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий является обстоятельством, отягчающим наказание; установить уголовную ответственность за несообщение о преступлениях террористической направленности, содействие экстремистской деятельности, совершение акта международного терроризма, дополнив УК РФ новыми статьями 205.6, 282.4 и 361 УК РФ.
По проекту федерального закона замечаний концептуального характера не имеется. Вместе с тем отдельные положения законопроекта нуждаются в уточнении.
При внесении изменений в часть третью статьи 12 УК РФ, где помимо случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, предлагается учитывать случаи, предусмотренные иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерации, следует иметь в виду, что согласно пункту 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в правовую систему Российской Федерации наряду с международными договорами Российской Федерации входят общепризнанные принципы и нормы международного права, которые в том числе применяются в сфере отношений, регулируемых УК РФ.
В соответствии с частью второй статьи 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. В то же время часть пятая статьи 92 УК РФ определяет перечень преступлений, относящихся к таким категориям, за совершение которых несовершеннолетние не могут быть освобождены от наказания в указанном порядке. В этой связи в новой редакции части пятой статьи 92 УК РФ (пункт 11 статьи 1 проекта) вместо общей ссылки на статью 126 УК РФ следует сделать ссылку на ее часть первую, поскольку преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 126 УК РФ, относятся к категории особо тяжких преступлений (см. статью 15 "Категории преступлений" УК РФ).
Предложение об установлении наказания в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет за пособничество в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205 "Террористический акт", частью третьей статьи 206 "Захват заложника", частью первой статьи 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем" (подпункт "б" пункта 14 статьи 1 проекта), в ряде случаев повлечет установление более строгого наказания за пособничество в совершении указанных преступлений, чем за их совершение (даже с учетом проектных изменений в статьи 205 и 208 УК РФ, направленных на усиление ответственности за эти преступления). Так, за совершение террористического акта без отягчающих обстоятельств (часть первая статьи 205 УК РФ), а также за создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование (часть первая статьи 208 УК РФ) предлагается установить наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет (пункт 13 и подпункт "а" пункта 20 статьи 1 проекта). Совершение преступлений, предусмотренных частью второй статьи 205 и частью третьей статьи 206 УК РФ, влечет наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет и на срок от 8 до 20 лет соответственно. Таким образом, положения проекта в этой части не согласуются с принципами соразмерности и справедливости наказания.
Замечание аналогичного характера вызывает редакция новой статьи 282.2 "Содействие экстремистской деятельности" УК РФ, устанавливающая ответственность за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 280, 280.1, 282 и 282.3 УК РФ (часть первая), в том числе совершенные с использованием своего служебного положения (часть вторая). Так, за преступления, предусмотренные частями первыми статей 280 и 280.1 УК РФ, наряду с лишением свободы на срок до 4 лет предусматриваются наказания в виде штрафа и принудительных работ; за преступления, предусмотренные статьей 282 УК РФ (с учетом проектных изменений) - лишение свободы на срок от 2 до 5 лет (часть первая) и на срок от 3 до 5 лет (подпункт "б" части второй - с использованием служебного положения); за преступления, предусмотренные статьей 282.3 УК РФ (с учетом проектных изменений) - лишение свободы на срок от 6 до 8 лет (часть первая) и на срок от 7 до 10 лет (часть вторая - с использованием служебного положения). В свою очередь за содействие в совершении этих преступлений в новой статье 282.4 УК РФ предлагается установить безальтернативное наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет (часть первая) и на срок от 8 до 15 лет (часть вторая - с использованием служебного положения).
Кроме того, предложение об установлении безальтернативного наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьями 282 - 282.3 УК РФ (пункты 21 - 24 статьи 1 проекта), на наш взгляд, не позволит обеспечить дифференциацию уголовной ответственности и индивидуализацию средств уголовно-правового воздействия на лицо, виновное в совершении указанных преступлений.
Исключение такого вида наказания как принудительные работы из санкции части первой и второй статьи 205.2 УК РФ (пункт 15 статьи 1 проекта), где помимо принудительных работ предусмотрены лишь наказания в виде штрафа и лишения свободы, повлечет сужение возможности для суда назначить наказание, не связанное с лишением свободы, за совершение этих преступлений.
Проектом предлагается установить ответственность за несообщение о достоверно известных готовящихся или совершенных преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 360 и 361 УК РФ, дополнив УК РФ новой статьей 205.6 (пункт 19 статьи 1 проекта). При этом предлагаемые проектом размеры (сроки) наказаний за совершение указанного преступления выше размеров (сроков) соответствующих видов наказаний, установленных за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений (статья 316 УК РФ). Однако, нельзя не отметить, что в отличие несообщения о преступлении укрывательство выражается в активных действиях, направленных на сокрытие самого преступления, орудий, средств и следов преступления, предметов, добытых преступным путем, а также лица, совершившего преступление, и, следовательно, наказание за его совершение должно быть более строгим.
Что касается предлагаемой редакции новой статьи 361 "Акт международного терроризма" УК РФ (пункт 26 статьи 1 проекта), то обращаем внимание, что часть первая указанной статьи предусматривает перечень действий: совершение взрыва, поджога или иных действий, - аналогичный содержащемуся в части первой статьи 205 "Террористический акт" УК РФ, но совершенных вне пределов территории Российской Федерации, за которые предлагается установить более строгое наказание (лишение свободы на срок от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы), чем за те же действия, совершенные на территории Российской Федерации (лишение свободы на срок от 8 до 15 лет). То же относится и к предлагаемому в санкции части второй статьи 361 УК РФ размеру наказания за финансирование деяний, предусмотренных частью первой, и вовлечение в их совершение (лишение свободы на срок от 10 до 15 лет), по сравнению с санкцией части первой статьи 205.1 УК РФ (лишение свободы на срок от 5 до 10 лет). В этой связи полагаем, что место совершения террористического акта не может являться основанием для установления столь существенно отличающихся по размерам (срокам) мер уголовной ответственности.
Кроме того, в текст диспозиции части первой новой статьи 361 УК РФ следует также включить постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства (см. статью 12 УК РФ). В противном случае предусмотренные частью первой этой статьи деяния, подвергающие опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность указанной категории лиц и совершенные вне пределов территории Российской Федерации, будут квалифицироваться по статье 205 УК РФ, что вряд ли можно признать правомерным.
Обращаем внимание, что используемый термин "мирное сосуществование государств и народов" требует корректировки, поскольку следует учитывать практическую сложность доказывания факта совершения акта международного терроризма именно "в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов".
Полагаем необоснованным увеличение до 3 суток (вместо 24 часов) периода уведомления судьи и прокурора о производстве без получения судебного решения ряда следственных действий (пункт 5 статьи 2 проекта), производство которых по общему правилу осуществляется на основании судебного решения. Следует иметь в виду, что часть пятая статьи 165 УПК РФ, допускающая в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, производство соответствующих следственных действий на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения, устанавливает сжатые сроки уведомления следователем судьи и прокурора о произведенном следственном действии в целях безотлагательного судебного контроля за производством следственных действий, влекущих ограничения конституционных прав граждан, и эффективного восстановления в правах посредством правосудия.
Предлагаемое изменение в часть четвертую статьи 186.1 УПК РФ (пункт 6 статьи 2 проекта), согласно которому допускается получение следователем информации, содержащейся в электронных сообщениях или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщениях, не учитывает, что данная статья посвящена порядку получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, под которым понимается получение сведений о дате, времени, продолжительности соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием), номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов, а также сведения о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций (пункт 24.1 статьи 5 УПК РФ), содержание же переговоров или сообщений не является предметом регулирования данной статьи УПК РФ.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.