Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции по проекту федерального закона N 1039101-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" внесен депутатом Государственной Думы И.А. Яровой и членом Совета Федерации В.А. Озеровым (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
по проекту федерального закона N 1039101-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" внесен депутатом Государственной Думы И.А. Яровой и членом Совета Федерации В.А. Озеровым

 

Досье на проект федерального закона

 

В Комитете по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен проект федерального закона N 1039101-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности", внесенный депутатом Государственной Думы И.А. Яровой и членом Совета Федерации В.А.Озеровым.

Законопроект направлен на создание дополнительных механизмов противодействия террористическим и иным экстремистским угрозам.

Принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности системы предупреждения, выявления и пресечения актов терроризма и экстремизма, применению адекватных мер ответственности к лицам, причастным к осуществлению террористической и экстремистской деятельности, расширению и активизации функциональных возможностей органов государственной власти в сфере противодействия терроризму.

Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ).

Учитывая, что терроризм - представляет собой крайнюю форму экстремистской деятельности, часто имеющую транснациональную природу и осуществляемую в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов, законопроектом предлагается дополнить УК РФ новой статьей 361 "Акт международного терроризма". Корреспондирующие изменения законопроектом предлагается внести в УПК РФ.

Так, согласно части первой статьи 361 УК РФ в редакции законопроекта влечет ответственность совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов, а равно угроза их совершения.

Таким образом, речь идет лишь о специальной криминализации деяний, связанных с осуществлением международного терроризма и посягающих на мир и безопасность человечества (совершение акта международного терроризма, финансирование международного терроризма).

Законопроектом определяются все необходимые специальные признаки объективной стороны нового состава преступления, позволяющие отграничить его от составов преступлений, предусмотренных статьями 205 "Террористический акт" и 205.1 "Содействие террористической деятельности".

Подход, выделяющий в законодательстве международный терроризм в качестве самостоятельного вида преступной деятельности уже свойственен отдельным зарубежным законодательствам (США, Республика Беларусь, Республика Македония и др.), а формулировка "международный терроризм" широко используется в ряде ключевых международно-правовых актов.

С учетом того, что международный терроризм признается глобальной угрозой, законопроектом предлагается скорректировать понятие территориального принципа привлечения к ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, и совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, включив в него отсылку на случаи, предусмотренные не только международными договорами Российской Федерации, но и иными документами международного характера, содержащими обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых уголовным законодательством Российской Федерации. В данном случае, речь идет, в том числе и о таких глобальных инструментах ООН, как, например, Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН), Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма (Принята Генеральной Ассамблеей ООН), Глобальной контртеррористической стратегии ООН (принята Генеральной Ассамблеей ООН).

Также законопроектом предлагается признать совершение преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий обстоятельством, отягчающим наказание.

С учетом правоприменительной и уголовно-правовой оценки законопроектом предусматривается дополнение закрепленного в УК РФ перечня преступлений, при совершении которых ответственность наступает при достижении четырнадцатилетнего возраста, лишь некоторыми исключительно опасными и характеризующимися особой степенью организованности преступлениями, сопряженными с осуществлением террористической деятельности. В частности, речь идет о таких видах преступной деятельности, как участие в террористическом сообществе, террористической организации либо незаконном вооруженном формировании, прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности, несообщении о преступлении террористической направленности, угоне судна, совершении акта международного терроризма. Вместе с тем с позиций криминологического обоснования законопроектом не предлагается снижение возраста уголовной ответственности с шестнадцати до четырнадцати лет в случаях совершения преступления, предусмотренного статьей 205.1 "Содействие террористической деятельности" (включает, в том числе пособничество в совершении теракта или его организацию) и статьей 205.2 "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

Следует отметить, что действующие положения УК РФ уже предусматривают наступление ответственности с четырнадцатилетнего возраста за совершение ряда преступлений, в том числе террористической направленности (например, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, кража, грабеж, вандализм, террористический акт, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и др.).

Необходимо также принимать во внимание, что во многих зарубежных законодательствах закреплен гораздо более строгий (в отличие от предлагаемого в законопроекте) подход к привлечению к уголовной ответственности несовершеннолетних, а возраст вообще не связывается с криминологической спецификой преступления (США, Французская Республика, Швейцарская Конфедерация и др.).

В целях обеспечения превентивного характера и упреждения необратимых для безопасности граждан и общества последствий законопроектом предусмотрено дополнение УК РФ новыми статьями 205.6 "Несообщение о преступлении" и 282.4 "Содействие экстремистской деятельности".

Следует отметить, что криминализация несообщения о преступлении касается лишь преступлений, имеющих террористическую основу, в сфере борьбы с которыми такой подход представляется обоснованным и имеющим большое предупредительное значение. По сути, речь идет о введении юридической обязанности осуществлять действия, направленные на сохранение жизни граждан и безопасности общества.

Вместе с тем в законопроекте содержится оговорка о том, что к ответственности за несообщение о преступлении не могут быть привлечены близкие родственники. В настоящее время в уголовном законодательстве Российской Федерации в части исключения ответственности супруга или иных близких родственников аналогичный подход уже закреплен применительно к статье 316 "Укрывательство преступлений".

При рассмотрении вопроса об установлении уголовной ответственности за несообщение о преступлении необходимо учитывать, что с позиций Общей части УК РФ преступное деяние может выражаться не только в конкретных действиях, но и в преступном бездействии. В частности, необходимо принимать во внимание, что уже сегодня признается преступным бездействие свидетеля или потерпевшего, отказавшегося от дачи показаний (статья 308 УК РФ). В этой связи с учетом исключительной специфики преступности террористической направленности предлагаемый законопроектом подход представляется обоснованным, направленным на защиту общества от необратимых последствий деятельности террористов.

Принимая во внимание уже сформировавшиеся в УК РФ подходы к санкциям за преступления, предусмотренные статьей 205.4 "Организация террористического сообщества и участие в нем", 205.5 "Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации", 206 "Захват заложника" и 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем" законопроектом предлагается увеличить наказание за совершение террористического акта, а также предусмотреть повышенную ответственность за пособничество в совершении преступлений, предусмотренных статьей 205 "Террористический акт", частью третьей статьи 206 "Захват заложника", частью первой статьи 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем" УК РФ.

Также в целях балансировки ответственности и установления адекватного уровня оценки общественной опасности ряда преступлений экстремистской и террористической направленности законопроектом корректируется ответственность за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205.2 "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма", 205.5 "Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации", 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства", 282.1 "Организация экстремистского сообщества", 282.2 "Организация деятельности экстремистской организации", 282.3 "Финансирование экстремистской деятельности".

Наряду с этим законопроектом предлагается дополнить УПК РФ положением, согласно которому на основании судебного решения и при наличии достаточных оснований допускается получение следователем информации, содержащейся в электронных сообщениях или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщениях. При этом получение такой информации может быть установлено в отношении сообщений, передаваемых или получаемых пользователем в течение трех лет до момента вынесения судебного решения, что имеет непосредственное практическое значение для установления вины и ответственности.

Следует отметить, что уже в настоящее время согласно статье 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон "О связи") операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, любую информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, а на подзаконном уровне в целях реализации указанного положения уже установлен срок хранения в течение трех лет информации о пользователях услуг связи, оказанных им услугах связи, иной информации.

Анализ сложившихся в зарубежной практике подходов свидетельствует о повышенных сроках хранения информации операторами связи (Итальянская Республика, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и др.). Кроме того, в Соединенных Штатах Америки недавно принятый Акт о свободе обязывает компании хранить сведения в корпоративных архивах, к которым будут иметь доступ специальные службы.

Предлагаемый законопроектом подход более лояльный и направлен на объективизацию параметров хранения информации из подзаконного на законодательный уровень, что позволяет ко второму чтению провести оценку действующих подзаконных актов в целях выработки единого правового механизма и уточнения параметров и объемов хранения информации.

Данный законопроект представляется необходимым рассматривать в одном пакете с проектом федерального закона N 1039149-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".

С учетом вышеизложенного Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.

 

Председатель Комитета

И.А. Яровая

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.