Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1054599-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному депутатами Государственной Думы В.Н. Плигиным, М.Л. Шаккумом, Р.М. Марданшиным и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается применять к субъектам малого и среднего предпринимательства такое административное наказание как предупреждение в случае, если такое наказание не предусмотрено в санкции соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, указанные в проектируемой части 3 статьи 1.4 Кодекса, по сути своей особыми условиями не являются, а представляют собой нарушение принципа равенства перед законом, установленного в части 1 указанной статьи, в пользу индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, выделенных по определенному признаку, а также их должностных лиц и иных работников.
Предлагаемая норма также не соотносится с общими правилами назначения административного наказания, с наличием смягчающих и отягчающих обстоятельств, установленных в главе 4 Кодекса. Так, в проекте не учитываются требования частей 2 и 3 статьи 1.4 Кодекса, согласно которым при назначении административного наказания физическому и юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения. За ряд административных правонарушений в части 1 статьи 3.5 Кодекса установлены повышенные размеры административных штрафов для всех категорий субъектов административной ответственности, что предполагает большую общественную опасность совершенных правонарушений. Замена административного штрафа такого размера предупреждением представляется несоразмерным. Кроме того, о большей общественной опасности свидетельствует и наличие в санкциях помимо штрафа иных наказаний, например, административный штраф может быть назначен с дополнительным административным наказанием как альтернативным, так и безальтернативным, назначаемым судьей. В случае замены штрафа на предупреждение в случае, если вместе с штрафом назначается, например, конфискация, сочетание двух наказаний в виде предупреждения и конфискации обесценит проектируемые концептуальные положения, однако замена предупреждением совокупности наказаний в виде, например, штрафа и конфискации, является неадекватной.
Также в санкции помимо административного штрафа может быть предусмотрено иное основное административное наказание (статья 3.3 Кодекса), назначаемое судьей. В значительном количестве случаев дела о данных административных правонарушениях рассматривают судьи, органы, должностные лица в пределах своей компетенции. В случае исполнения императивной нормы части 1 проектируемой статьи 4.1.1 Кодекса, то есть, в случае, по сути, автоматической замены органом, должностным лицом штрафа предупреждением исключается возможность применения к виновному наказаний, назначаемых судьей.
Кроме того, в ряде случаев согласно примечаниям к статьям раздела II Кодекса индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица, что также предполагает большую общественную опасность совершенных ими противоправных действий.
Однако вопросы, связанные с сочетанием административного штрафа с иными наказаниями, в проекте не регламентируются.
Также следует отметить, что возможность назначения административного штрафа ниже его минимального размера, указанного в конкретной санкции, предусмотрена в частях 2.2 и 3.2 статьи 4.1 Кодекса. В связи с указанными частями представляется, что отнесение виновных лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства может являться факультативным признаком, влияющим на наказание, но не определяющим.
Помимо этого, в проектируемой части 3 статьи 3.4 Кодекса предусмотрена возможность замены административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса, однако в указанной статье содержится императивная норма о замене штрафа на предупреждение при наличии обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса.
Также необходимо учесть, что перечисленные в части 2 статьи 3.4 Кодекса обстоятельства, при которых возможно назначение предупреждения, не могут быть достаточными. Например, при совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.33 Кодекса (в частности, обращение фальсифицированных лекарственных средств), отсутствие вреда недостаточно, поскольку в данном случае важно не только отсутствие вреда, но и наличие терапевтического эффекта.
Следует отметить, что содержание части 3.4 статьи 4.1 Кодекса дублирует часть 2 статьи 3.4 Кодекса, в связи с чем неясно предназначение новой части статьи 4.1 Кодекса.
Неясно, о каких представлении и предписании идет речь в частях 2 и 3 проектируемой статьи 4.1.1, проектируемой части 8 статьи 4.5 и проектируемой части 3 статьи 29.13 Кодекса. Согласно Федеральному закону от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (см. статью 17) предписание выносится должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившими проверку, в случае выявления при проведении проверки нарушений законодательства индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предшествует привлечению к административной ответственности. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, по рассмотрении соответствующего дела (статья 29.13 Кодекса). Формулировка части 2 проектируемой статьи 4.1.1 Кодекса "представление должно предусматривать обязательное исполнение указанными лицами предписания органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля" (также проектируемая часть 8 статьи 4.5 и проектируемая часть 3 статьи 29.13 Кодекса), на наш взгляд, является смешением понятий.
Кроме того, следует учитывать, что неисполнение как предписания, так и представления является самостоятельным основанием для привлечения к административной ответственности (статьи 19.5 и 19.6 Кодекса).
Неясен порядок замены административного наказания на предупреждение. По правилам, предусмотренным главой 29 Кодекса "Рассмотрение дела об административном правонарушении", судьей, органом, должностным лицом выносится постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения и отмена такого постановления возможна только по правилам главы 30 Кодекса "Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях". Формулировка части 3 проектируемой статьи 4.1.1 Кодекса "решение о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждения отменяется и указанному лицу назначается административное наказание в виде административного штрафа" не соответствует положениям раздела IV Кодекса "Производство по делам об административных правонарушениях", поскольку данный раздел не предусматривает отмены постановления по иным основаниям. Таким образом, в данном контексте отмена одного постановления и назначение другого означает, что виновное лицо будет привлечено к административной ответственности два раза за одно и того правонарушение, что противоречит части 5 статьи 4.1 Кодекса.
Однако, учитывая содержание новой части 8 статьи 4.5 Кодекса возможно предположить, что в проекте подразумевается промежуточная стадия между фиксацией административного правонарушения, совершенного субъектами малого и среднего бизнеса, их должностными лицами и иными работниками, и вынесением постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения. Однако данный процессуальный аспект в проекте не урегулирован.
Необходимость дополнения статьи 29.13 указанием на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нуждается в уточнении. Данной статье корреспондирует статья 19.6 Кодекса, в санкции которой указаны должностные лица. Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом не установлено иное.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.