Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 20 апреля 2016 г. к решению Комитета N 180/9
на проект федерального закона N 983636-6 "О внесении изменений в статью 1 и 2 Федерального закона "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" (в части уточнения процедуры взаимодействия сторон в ходе урегулирования вопроса погашения задолженности)"
(внесен членами Совета Федерации Е.В. Бушминым, Н.А. Журавлевым, С.Н. Рябухиным и другими)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 983636-6 "О внесении изменений в статью 1 и 2 Федерального закона "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Законопроектом уточняется процедура взаимодействия заемщиков и лиц, имеющих право требовать погашения задолженности по кредитным договорам, заключенным с банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя. В частности:
- устанавливается право заемщика обратиться в АНО "Фонд защиты вкладчиков" с уведомлением об отказе от взаимодействия с лицом, имеющим право требовать погашения задолженности, и о готовности урегулировать возникшие разногласия только с участием АНО "Фонд защиты вкладчиков" (далее - Фонд);
- устанавливается обязанность публиковать на официальном сайте Фонда информацию о лицах, имеющих право предъявлять требование о погашении задолженности;
- устанавливается обязанность для лиц, имеющих право предъявлять требование о погашении задолженности, предоставлять в Фонд информацию о своих представителях - физических лицах, непосредственно взаимодействующих с заемщиками, и получать такими представителями в Фонде документы, подтверждающие право осуществлять взаимодействие с заемщиком;
- устанавливается возможность предоставления отсрочки погашения задолженности.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, направленную на совершенствование процедур урегулирования разногласий, возникающих между заемщиками и лицами, имеющими право требовать погашения задолженности, Комитет отмечает, что к законопроекту имеется ряд замечаний.
1. Представляется, что требуют дополнительного обсуждения положения законопроекта, согласно которым заемщик вправе направить в Фонд уведомление об отказе от взаимодействия с лицом, имеющим право требовать погашения задолженности, до того, как такое лицо предъявит вышеуказанное требование, а лицо, имеющее право требовать погашения задолженности, обязано обратиться в Фонд с запросом о наличии такого уведомления заемщика до предъявления требования. Вышеуказанные положения необходимо соотнести с частью 8 статьи 1 Федерального закона N 422-ФЗ от 30.12.2015 согласно которой, заемщики при отсутствии разногласий уплачивают задолженность любым способом по своему усмотрению без привлечения Фонда.
2. Абзацем третьим проектируемой части 8.1. статьи 1 предусмотрено, что Фонд доводит до лица, имеющего право требовать погашения задолженности, информацию, представленную заемщиком в уведомлении об отказе взаимодействовать с таким лицом, при наличии согласия заемщика на раскрытие данной информации. Представляется необходимым уточнить, доводится ли Фондом до лица, имеющего право требовать погашения задолженности, информация непосредственно о факте представления заемщиком уведомления в том случае, если отсутствует согласие заемщика на раскрытие сведений, содержащихся в таком уведомлении.
3. Проектируемой частью 6 статьи 2 и частью 11 статьи 2 законопроекта предусматривается, что решением Фонда заемщику может быть предоставлена рассрочка и (или) отсрочка погашения задолженности на срок не более чем 24 месяца. При этом остается неясным, в каком объеме в предусмотренный период должна быть погашена задолженность - полностью или в части. Таким образом, при доработке законопроекта ко второму чтению представляется целесообразным уточнить данные положения законопроекта.
В связи с вышеизложенным, Комитет полагает, что проект федерального закона N 983636-6 "О внесении изменений в статью 1 и 2 Федерального закона "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" может быть рекомендован к принятию в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.