Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 26 апреля 2016 г. N 3.1-05/1511
по Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения суда правом соединения уголовных дел в одно производство",
принятому Государственной Думой 22 апреля 2016 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии со статьями 30 и 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения суда правом соединения уголовных дел в одно производство" (проект N 938850-6) (далее - Федеральный закон).
Проект данного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 26 ноября 2015 года Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой 26 января 2016 года в первом чтении, 15 апреля 2016 года во втором чтении и 22 апреля 2016 года в третьем чтении.
Федеральный закон наделяет суд правом при наличии оснований, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ) и возникших после поступления уголовного дела в суд, по собственной инициативе принять решение о соединении уголовных дел в одно производство в случае, если объем обвинения после соединения уголовных дел не изменится. В этих целях УПК РФ дополняется соответствующей статьей 239.2 "Соединение уголовных дел", а также вносятся изменения в статьи 229, 236 и 237 УПК РФ.
Необходимо отметить, что концепция Федерального закона после принятия его в первом чтении была кардинально изменена. Так, проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации, предусматривал дополнение УПК РФ положением о праве суда соединить уголовные дела лишь на основании ходатайства сторон.
Принятый Федеральный закон наделяет суд правом самостоятельно принимать решение о соединении уголовных дел, что противоречит изначальной концепции УПК РФ 2001 года. Так, принятием УПК РФ 2001 года был обозначен переход от розыскной формы уголовного процесса к состязательной. Данный переход существенно изменил весь процесс судопроизводства:
- суд стал выступать независимым арбитром в процессе, перестал осуществлять функции обвинения;
- функцию государственного обвинителя стал выполнять прокурор, обязательно участвующий в процессе;
- суд перестал исполнять ряд полномочий, характерных для розыскного процесса, например возвращать по своей инициативе уголовного дела на доследование.
В целом, суд перестал исполнять функцию инициатора уголовного преследования.
Предлагаемая редакция Федерального закона не учитывает необходимость участия следователя и прокурора в процедуре соединения уголовных дел, ведь именно эти должностные лица отвечают за эффективность расследования и обоснованность обвинения.
В случае одобрения рассматриваемого Федерального закона в данной редакции прогнозируется возможность исполнения судом несвойственных ему функций следствия и обвинения.
Рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации отклонить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения суда правом соединения уголовных дел в одно производство" с созданием согласительной комиссии.
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.