Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1029636-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается утверждение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, перечня объектов инфраструктуры морского порта (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 проекта). В связи с этим следует уточнить, будет ли этот перечень носить общий характер или будет утверждаться для каждого морского порта с учетом особенностей его расположения.
В отношении проектируемых положений статей 5 и 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) о землях морского порта и землях морского транспорта следует учесть, что определение состава земель отдельных категорий относится к предмету регулирования земельного законодательства, которое в настоящее время его определяет исчерпывающим образом. Обращаем также внимание на то, что правовой режим устанавливается (а не регулируется), а земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
С учетом того, что территория морского порта включает соответствующие земли и акватории (проектируемая статья 5 проекта) потребуется соответствующим образом уточнить понятие "портовые гидротехнические сооружения" (пункт 4 статьи 4 Федерального закона), а также иные положения Федерального закона (например, пункт 7 части 4 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 15 Федерального закона).
Согласно проектируемой статье 6 Федерального закона решение о создании морского порта принимается Правительством Российской Федерации и оформляется соответствующим постановлением, в котором, вероятно, должны определяться в том числе границы территории создаваемого морского порта (см., проектируемый пункт 1 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания), изменение которых возможно в том же порядке, что и их установление. В то же время предлагаемая редакция части 4 статьи 5 Федерального закона предусматривает возможность наделения иных федеральных органов исполнительной власти полномочием по изменению границ территории морского порта. Кроме того, следует учесть, что постановления Правительства Российской Федерации носят нормативный характер (статья 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"), который не усматривается из предлагаемого содержания решения о создании морского порта (проектируемая часть 3 статьи 6 Федерального закона). Также с учетом положений земельного законодательства следует уточнить, о каких мероприятиях идет речь в проектируемой части 3 статьи 6 Федерального закона, а также соотнести ее с проектируемой нормой части 4 этой статьи в отношении определения Правительством Российской Федерации содержания соответствующего решения (очевидно, что при сохранении проектируемой части 3 в предложенной редакции Правительство Российской Федерации сможет определить в этом решении только соответствующие мероприятия). Обращаем также внимание на то, что проектируемые изменения статьи 6 Федерального закона обусловливают необходимость внесения изменений в иные федеральные законы в части замены решения о строительстве и расширении морского порта решением о создании морского порта (см., например, Федеральные законы "О государственном кадастре недвижимости", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и другие).
Проектом вносятся изменения в пункт 6 части 4 статьи 14 Федерального закона, предусматривающие, что правилами обеспечения экологической безопасности должны устанавливаться в том числе виды отходов с судов, подлежащих сбору в морском порту. В то же время аналогичным образом не изменяются положения статьи 13 Федерального закона, в которой также упоминаются указанные правила.
Проектируемая часть 2.1 статьи 20 Федерального закона является излишней с учетом основных начал гражданского законодательства, пределов осуществления гражданских прав, общих положений о договоре, в том числе правил о свободе договора (статьи 1, 10, подраздел 2 раздела III Гражданского кодекса Российской Федерации). В проектируемой части 2.2 рассматриваемой статьи Федерального закона следует уточнить способ доведения до всеобщего сведения оператором морского терминала сведений об условиях заключения договора перевалки грузов, о тарифах и правилах их формирования.
Проектируемые положения статьи 27 Федерального закона о договоре об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту нуждаются в соотнесении с положениями Федерального закона о договоре перевалки груза, стороной которого (заказчиком) также может быть перевозчик. Кроме того, проектируемая статья, являясь общей для всех видов транспорта и различных видов сообщения, устанавливает лишь существенные условия для соответствующего договора, сторонами которого являются оператор морского терминала и перевозчик, осуществляющий перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Положения проектируемого подпункта "б" пункта 16 статьи 1 проекта нуждаются в дополнительном обсуждении с учетом положений статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации об оборотоспособности объектов гражданских прав. В частности, частью 1 статьи 29 Федерального закона установлен перечень объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться только в федеральной собственности (если иное не предусмотрено настоящей статьей), то есть исходя из указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации законом определены виды объектов, которые могут принадлежать определенным участникам оборота, в данном случае - Российской Федерации в лице соответствующих уполномоченных органов, и принадлежность этих объектов не зависит от того, кем финансировалось их создание (проектируемая норма части 2.1 статьи 29 Федерального закона). Кроме того, в проектируемой части 2.1 статьи 29 Федерального закона следует более четко сформулировать основание приобретения Российской Федерацией права собственности на объекты инфраструктуры морского порта "за счет средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей" (при этом следует учесть, что, например, по концессионному соглашению концессионер не приобретает прав собственности на объект концессионного соглашения).
Учитывая положения проектируемой части 7 статьи 31 Федерального закона и в отсутствие иного в Федеральном законе не ясен срок аренды буксиров, ледоколов и иных судов портового флота.
Проектируемая часть 10 статьи 31 Федерального закона в части указанного в ней исключения нуждается в соотнесении с частью 11 этой статьи.
Проектируемая часть 12.1 статьи 31 Федерального закона нуждается в уточнении в части исключения из нее упоминания об аукционе, документации об аукционе, с учетом иных положений этой статьи (предусматривается только конкурс), а также в части определения цены соответствующего договора аренды, заключаемого с лицом, признанным единственным участником конкурса.
По проекту имеются замечания юридико-технического характера.
Наименование проекта необходимо изложить в следующей редакции:
О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Иные замечания юридико-технического характера прилагаются на 13 листах.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.