Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1056917-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, А.Ю. Русских
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) в статье 3 предлагается ликвидировать Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд), созданный в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ). При этом акционерное общество "Единый институт развития в жилищной сфере" (далее - Институт), созданное в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ), становится "процессуальным правопреемником Фонда", а также "правопреемником Фонда" в части прав и обязанностей по решению задач и осуществлению функций, предусмотренных Федеральным законом N 161-ФЗ, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, прав и обязанностей Фонда, в том числе по заключенным Фондом договорам (контрактам, соглашениям), прав по распоряжению денежными средствами, размещенными на счетах, открытых Фонду и соответствующих прав требований в отношении указанных денежных средств, прав на недвижимое имущество, принадлежащее Фонду, прав на недвижимое имущество, в отношении которого Фонд осуществлял функции агента Российской Федерации. Между тем, как следует из пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ и пункту 3 статьи 123.20 ГК РФ при ликвидации фонда оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом фонда на цели, для достижения которых он был создан, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда. Кроме того, частью 9 статьи 2 Федерального закона N 161-ФЗ предусмотрено, что реорганизация или ликвидация фонда возможна лишь на основании федерального закона, определяющего цели, порядок и сроки реорганизации и ликвидации Фонда, а также судьбу имущества, находящегося в его собственности. Учитывая содержание статьи 3 проекта, можно сделать вывод, что речь идет о реорганизации Фонда в форме присоединения его к Институту, что в силу статьи 6 Федерального закона N 225-ФЗ допускается только на основании федерального закона о такой реорганизации.
Проектом предлагается наделить Институт правом продавать земельные участки лицам, с которыми заключены по итогам проведенного аукциона договоры аренды земельных участков. Кроме того, проектом предусматривается обязательное включение в договор аренды земельного участка условия о праве арендатора выкупить арендованный земельный участок и обязанности Института передать в собственность арендатору такой земельный участок. Также предусматривается определение цены выкупаемого арендованного участка, в которую включаются ранее уплаченные арендные платежи. С учетом принципа платности пользования земельным участком (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации) не ясно, имеется ли в виду договор аренды с условием о последующем выкупе арендованного имущества (статья 624 ГК РФ) либо договор купли-продажи с условием об оплате в рассрочку (489 ГК РФ). Отмечаем, что Федеральный закон N 161-ФЗ запрещает совершать юридические и иные действия с земельными участками, не предусмотренные данным законом (часть 2 статьи 12.2 Федерального закона N 161-ФЗ). При этом Федеральным законом N 161-ФЗ разграничиваются процедуры передачи земельного участка в аренду, безвозмездное пользование и передачи земельных участков в собственность (аукцион по продаже земельных участков; передача земельных участков в собственность субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, собственникам недвижимости, расположенной на земельном участке, арендаторам земельных участков, предоставленных для комплексного освоения территории; собственникам помещений в многоквартирных домах).
Проектом предусматривается передача земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, Институту с целью формирования его имущества, а также имущества паевых инвестиционных фондов. Между тем Федеральный закон N 161-ФЗ исходит из того, что Фонд (правопредшественник Института) совершает юридически значимые действия в отношении земельных участков и объектов недвижимого имущества в качестве агента Российской Федерации, но не в качестве собственника этого имущества. При этом не ясно, в каком качестве передается Институту, являющемуся самостоятельным хозяйствующим субъектом, имущество Российской Федерации.
Согласно проектируемой части 5 статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ деятельность Института осуществляется только в соответствии с названным Федеральным законом и уставом Института. Полагаем необходимым после слов "настоящим Федеральным законом" дополнить указанное положение словами "другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации", поскольку деятельность Института регулируется в том числе Федеральным законом N 225-ФЗ, иными федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В проектируемых пункте 2 части 1.1 и части 1.2 статьи 16 Федерального закона N 161-ФЗ указана ссылка на решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, предусмотренные пунктом 3.1 части 1 этой статьи. Обращаем внимание, что такой пункт в части 1 статьи 16 Федерального закона N 161-ФЗ отсутствует и не проектируется.
В проектируемых части 27 статьи 16.6 и пункте 6 части 7 статьи 16.6-2 Федерального закона N 161-ФЗ необходимо уточнить используемую формулировку "в установленном порядке", поскольку из ее содержания не ясно, какой именно порядок утверждения документации по планировке территорий подразумевается в указанных нормах.
Также нуждается в уточнении положение части 6 статьи 2 Федерального закона N 225-ФЗ о предоставлении Институту, являющемуся акционерным обществом, не предоставляющим государственных либо муниципальных услуг, документов и информации в порядке межведомственного информационного взаимодействия от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.