Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 1056917-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части передачи полномочий Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства единому институту развития в жилищной сфере и оптимизации деятельности единого института развития в жилищной сфере)",
внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, А.Ю. Русских, В.А. Малашенко, Б.К. Балашовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 1056917-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части передачи полномочий Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства единому институту развития в жилищной сфере и оптимизации деятельности единого института развития в жилищной сфере), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, А.Ю. Русских, В.А. Малашенко, Б.К. Балашовым, и сообщает следующее.
Законопроектом предусматривается передача всех прав и обязанностей, имущества (включая денежные средства), объектов интеллектуальных прав Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд) единому институту развития в жилищной сфере с последующей ликвидацией Фонда. Согласно пояснительной записке предлагаемые действия оптимизируют деятельность единого института развития в жилищной сфере (далее - единый институт развития) и его организаций, поскольку после принятия Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 405 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" функции Фонда уже выполняются единым институтом развития, деятельность Фонда как юридического лица сводится исключительно к осуществлению технических действий. Кроме того, законопроект содержит ряд новелл в области правового положения единого института развития в жилищной сфере и его полномочий.
По существу предлагаемых изменений Комитет отмечает следующее.
1. В соответствии с ч. 5 ст. 3 Законопроекта ликвидация Фонда считается завершенной, а Фонд - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
При этом необходимо уточнить, в какой момент и на каком основании регистрирующий орган должен внести указанную запись, если Законопроектом предусмотрена только обязанность наблюдательного совета единого института развития в жилищной сфере уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию юридических лиц, о ликвидации Фонда в течение тридцати дней со дня вступления в силу закона. Из положений Законопроекта следует, что после указанного уведомления составляется и утверждается ликвидационный баланс Фонда, осуществляется передача имущества и денежных средств Фонда единому институту развития в жилищной сфере, т.е. Фонд еще существует как юридическое лицо.
Также не ясно, в какой форме должно осуществляться данное уведомление: в произвольной форме или путем направления формы N Р15001 "Уведомление о ликвидации юридического лица", предусмотренной Приказом Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службой от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (зарегистрирован в Минюсте России 14 мая 2012 г. N 24139) в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
2. В соответствии с пунктом 2 части 3 ст. 3 Законопроекта ликвидационная комиссия Фонда передает денежные средства и иное имущество Фонда единому институту развития в жилищной сфере в соответствии с передаточным актом в срок не позднее чем через шестьдесят дней со дня утверждения ликвидационного баланса наблюдательным советом единого института развития в жилищной сфере. По мнению Комитета, данная проектируемая норма нуждается в уточнении, поскольку передача денежных средств от одного юридического лица другому юридическому по передаточному акту представляется сомнительной. По общему правилу посредством передаточного акта оформляется фактическое вручение вещи одним лицом другому. В области денежного обращения действуют нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, устанавливающие случаи и предельный размер расчетов юридических лиц в наличной форме (например, Указание ЦБ РФ от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов", зарегистрированное в Минюсте России 23 апреля 2014 г. N 32079). Безналичные денежные средства не могут быть отнесены к вещам.
3. В соответствии с частями 7, 8 статьи 3 Законопроекта не позднее чем через десять рабочих дней со дня вступления в силу закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомляет свои территориальные органы о необходимости внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переходом от Фонда к единому институту развития функций агента Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон N 161-ФЗ). Внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переходом от Фонда к единому институту развития в жилищной сфере функций агента осуществляется без заявления единого института развития в жилищной сфере в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомления.
При этом абзац 4 части 3 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", наделяющий Фонд РЖС полномочиями по представлению в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений о находящихся в федеральной собственности земельных участках, в отношении которых Фонд выполняет функции агента Российской Федерации, Законопроектом не корректируется.
4. Проектируемой частью 8 ст. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) устанавливается, что единый институт развития по решению его наблюдательного совета может безвозмездно передавать имущество, находящееся в собственности единого института развития, Российской Федерации и юридическим лицам, созданным Российской Федерацией, при условии использования такого имущества по определенному единым институтом развития назначению. Данная норма является новеллой правового регулирования деятельности единого института развития и подлежит дополнительному обсуждению при доработке законопроекта ко второму чтению. Так, непонятно, идет ли речь о безвозмездной передаче в собственность (т.е. о дарении) или о передаче в безвозмездное пользование (т.е. ссуде). Не понятны также правовые последствия использования имущества получателем не по назначению.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен порядок определения назначения (разрешенного использования) имущества в виде земельных участков, зданий, сооружений. Комитет также отмечает, что предлагаемая передача имущества должна быть обусловлена только целями создания Российской Федерацией соответствующих юридических лиц.
5. Часть 7 статьи 11 Закона N 161-ФЗ предлагается дополнить новым пунктом 2.2, устанавливающим, что единый институт развития направляет в межведомственный коллегиальный орган предложения об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, обосновывающие передачу земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, включая земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, в отношении которых единый институт развития выступает агентом Российской Федерации, для формирования имущества единого института развития в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе для целей формирования имущества паевых инвестиционных фондов.
Комитет отмечает, что внесение имущества в паевые инвестиционные фонды как мера содействия развитию жилищного строительства является новеллой законодательного регулирования в рассматриваемой сфере. До настоящего времени Фонд не имел полномочий по внесению недвижимого имущества в паевые инвестиционные фонды. В Законе N 225-ФЗ полномочия единого института развития по внесению недвижимого имущества в паевые инвестиционные фонды не предусмотрены. В связи с этим данную норму необходимо обсудить дополнительно.
Кроме того, сама идея о передаче земельных участков, иных объектов недвижимого имущества для формирования имущества единого института развития, требует дополнительного обсуждения и обоснования, учитывая, что в отношении данных участков и объектов единый институт и так выступает агентом Российской Федерации, что представляется достаточным для эффективного вовлечения земельных участков в оборот в целях жилищного и иного строительства.
6. Комитет отмечает, что передача всех прав и обязанностей Фонда единому институту развития в жилищной сфере и ликвидация Фонда требует внесение изменений в целый ряд федеральных законов, в которых содержится упоминание Фонда.
Вместе с тем, по мнению Комитета, указанные замечания могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.
На основании вышеизложенного, Комитет поддерживает проект федерального закона N 1056917-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части передачи полномочий Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства единому институту развития в жилищной сфере и оптимизации деятельности единого института развития в жилищной сфере), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, А.Ю. Русских, В.А. Малашенко, Б.К. Балашовым, и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.