Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 262728-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" разработан в целях дальнейшего совершенствования механизмов реализации гражданами и их объединениями гарантированных статьями 31 и 33 Конституции Российской Федерации политических прав: права на организацию и проведение публичных мероприятий (собраний, митингов, шествий и т.д.) и права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статьей 18 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон) установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.
Данному нормативному предписанию корреспондирует обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в который подано уведомление о проведении публичного мероприятия, информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются (пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона).
Вместе с тем, при подаче уведомления о проведении публичного мероприятия его организатор, согласно пункту 1 части 3 статьи 7 Федерального закона, обязан сообщить лишь о целях проведения публичного мероприятия, в качестве которых, исходя из содержания пункта 1 статьи 2 Федерального закона, могут выступать свободное выражение и формирование мнений, выдвижение определенных требований, а также информирование депутатом избирателей о своей деятельности.
Необязательность указания в уведомлении вопросов, являющихся причинами проведения публичного мероприятия, с одной стороны, существенно осложняет взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе организации публичного мероприятия, снижает уровень оперативности при принятии необходимых решений по данным вопросам и информировании о принятых решениях организатора и участников публичного мероприятия, а также граждан.
С другой стороны, как свидетельствует практика организации публичных мероприятий, отсутствие у граждан и органов публичной власти понимания круга вопросов, которые планируется вынести на общественное обсуждение, зачастую приводит к дезориентации граждан, возможности злоупотребления своими правами со стороны организатора публичного мероприятия, манипулирования участниками с целью одобрения ими резолюций, требований или других обращений, несогласующихся с заявленными целями публичного мероприятия.
В последние годы наблюдается устойчивый рост публичной гражданской активности населения. По информации МВД России, количество публичных мероприятий, проведенных в 2016 году на территории Российской Федерации, по сравнению с 2015 годом выросло в 2,2 раза (с 32 тыс. до 72 тыс.), при этом число участвующих в них лиц увеличилось с 6,9 млн. человек до 8,2 млн. человек (около 19%).
Учитывая указанную тенденцию, необходимость всестороннего обеспечения конституционного права граждан на рассмотрение органами государственной власти и местного самоуправления публичных обращений и принятия по ним мотивированных решений, а также факт отсутствия в федеральном законодательстве специального порядка подачи и рассмотрения обращений, выдвинутых в ходе публичного мероприятия, законопроектом предлагается внести в Федеральный закон ряд изменений, уточняющих права участников публичного мероприятия, права и обязанности организатора публичного мероприятия, связанные с вопросами, являющимися причинами проведения публичного мероприятия, в том числе по проведению предварительной агитации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не требует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.