Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1037366-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и перераспределением полномочий между указанной Федеральной службой и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
По проекту федерального закона замечаний концептуального и юридико-технического характера не имеется.
Вместе с тем отдельные положения законопроекта требуют уточнения. Предлагаемое изменение в пункт 2 части первой статьи 12 Федерального закона от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Федеральный закон N 45-ФЗ) (статья 6 проекта) предусматривает возложение на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере деятельности войск национальной гвардии, применение и осуществление мер безопасности в отношении должностных лиц этого органа и их близких (подпункт "а" пункта 2 статьи 6 проекта). Обращаем внимание, что пункту 2 части первой статьи 12 Федерального закона N 45-ФЗ корреспондирует часть вторая этой же статьи, согласно которой в соответствующих органах, на которые возложено обеспечение безопасности должностных лиц этих органов, создаются специальные подразделения, в связи с чем изменение аналогичного характера, на наш взгляд, следует внести и в часть вторую статьи 12 Федерального закона N 45-ФЗ.
Нуждается в уточнении новая редакция части третьей статьи 12 Федерального закона N 45-ФЗ (подпункт "б" пункта 2 статьи 6 проекта), возлагающая на командование соответствующей воинской части, начальника соответствующего военного учреждения либо соответствующего органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации осуществление мер безопасности, в частности, в отношении близких родственников соответствующих защищаемых лиц. Согласно пункту 13 части первой статьи 2 Федерального закона N 45-ФЗ государственной защите в соответствии с данным законом подлежат близкие лиц, перечисленных в пунктах 1-12 части первой статьи 2. Полагаем, что используемый в пункте 13 части первой статьи 2 Федерального закона N 45-ФЗ термин "близкие" включает в себя как близких родственников, так и близких лиц (см., например, пункты 3 и 4 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, примечание к статье 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Таким образом, проектируемая редакция части третьей статьи 12 Федерального закона N 45-ФЗ по сравнению с действующей редакцией указанной нормы сужает круг лиц, в отношении которых меры безопасности также осуществляют командование соответствующей воинской части, начальник соответствующего военного учреждения либо соответствующего органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, на наш взгляд, отсутствует необходимость повторного перечисления в одной и той же норме лиц, в отношении близких родственников которых осуществляются меры безопасности.
В связи с предложением проекта о включении в перечень защищаемых лиц военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации и сотрудников федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (новые пункты 6.3 и 6.4 части первой статьи 2 Федерального закона N 45-ФЗ - пункт 1 статьи 6 проекта), полагаем необходимым рассмотреть вопрос о внесении соответствующего изменения в часть одиннадцатую статьи 20 Федерального закона N 45-ФЗ, регулирующую вопросы обеспечения страховых гарантий военнослужащим и их права на возмещение вреда.
Проектом (статья 16) предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Согласно подпункту "ж" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" на данную Федеральную службу возложено осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности. При этом статьей 22 проекта из Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" исключается полномочие полиции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской в области оборота оружия и законодательства Российской Федерации в области охранной деятельности (пункты 8 и 9 части 1 статьи 2 Федерального закона). С учетом изложенного необходимо уточнить, какой орган власти будет рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях в данных сферах, которые в настоящее время рассматриваются органами внутренних дел (полицией) (статья 23.3, пункт 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса).
На наш взгляд, в связи с созданием войск национальной гвардии Российской Федерации целесообразно уточнить необходимость внесения изменений в пункты 6 и 7 части 2 статьи 23.13 Кодекса (см. Приказ МВД России от 10 февраля 2014 года N 82 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России").
При внесении изменений в пункт 2 части 1 статьи 27.2 и пункт 2 части 1 статьи 27.3 Кодекса не учтено, что в соответствии Указом Президента Российской Федерации на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации возложено осуществление вневедомственной охраны.
В связи с передачей полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и учитывая проектируемые изменения в статьи 20.10 и 20.11 Кодекса полагаем, что необходимо внести соответствующие изменения в часть 10 статьи 27.10, часть 1 статьи 32.4, часть 6 статьи 32.5 Кодекса.
В связи с передачей ряда полномочий Министерства внутренних дел Российской Федерации Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации полагаем необходимым уточнить необходимость внесения изменения в пункт 4 части 2 статьи 29.11 Кодекса.
Иные замечания правового характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.