Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 1037366-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" внесен Президентом Российской Федерации
(утв. Решением от 21 апреля 2016 г. N 2.2)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект, как следует из пояснительной записки, подготовлен в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, совершенствования обеспечения государственной и общественной безопасности и реализации возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации задач и функций.
В этих целях предлагается внести изменения в ряд законодательных актов (положений законодательных актов), а также признать утратившими силу отдельные законодательные акты или положения законодательных актов.
Кроме того, в статье 27 законопроекта устанавливаются "переходные" положения, касающиеся:
сохранения социальных гарантий сотрудникам, переведенным в Федеральную службу войск национальной гвардии из органов внутренних дел и имеющим специальные звания, осуществляющим соответствующую деятельность в сферах по контролю за оборотом оружия и частной охранной деятельности, а также особенности прохождения ими службы;
ведения Федеральной службой войск национальной гвардии банков данных в сферах по контролю за оборотом оружия и частной охранной деятельности;
действия выданных ранее лицензий, разрешений, удостоверений в сферах оборота оружия и частной охранной деятельности.
Комитет Государственной Думы по обороне законопроект поддерживает, поскольку он направлен на укрепление внутренней безопасности Российской Федерации.
Вместе с тем, по законопроекту имеется ряд замечаний и предложений:
1) Рассматриваемый законопроект не предусматривает внесения изменений в Федеральный закон 29 декабря 2000 года N 162-ФЗ "О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-морского флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знамени внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации";
2) По статье 2 законопроекта.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии" (далее - Указ N 157) предусматривается прохождение службы в Федеральной службе войск национальной гвардии не только военнослужащими, но и сотрудниками, переведенными в указанную службу из органов внутренних дел и имеющими специальные звания.
Обращаем внимание, что в предлагаемой редакции статьи 15 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" эти сотрудники не упомянуты, что, по нашему мнению, создает правовую неопределенность в вопросе оснований и порядка их психиатрического обследования;
2) По статье 3 законопроекта.
Указом N 157 установлено, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия.
Обращаем внимание, что в соответствии с предлагаемой редакцией статьи 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", обязанности по приему стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы, возлагаются на МВД России (как и в действующей редакции этой статьи);
3) По статье 13 законопроекта.
С учетом предлагаемой редакции пункта 1 статьи 13 законопроекта (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) в части употребления по тексту Федерального закона N 53-ФЗ вместо словосочетания "войска национальной гвардии Российской Федерации" сокращенного понятия "другие войска" полагаем целесообразным внести соответствующие изменения в пункты 2 - 4 статьи 13 законопроекта, если к этому не имеется других препятствий, а также соотнести пункт 4 статьи 13 законопроекта (абзац первый пункта 3 статьи 36 Федерального закона N 53-ФЗ) с абзацем вторым пункта 3 статьи 36 Федерального закона N 53-ФЗ.
Кроме того, предлагаемая редакция абзаца третьего пункта 2 статьи 13 законопроекта (пункт 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ) в части выдачи соответствующих направлений не войсками национальной гвардии Российской Федерации, а федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), создает, по нашему мнению, риски, препятствующие оперативному комплектованию войск национальной гвардии военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, особенно на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами;
4) По статье 24 законопроекта.
По мнению Комитета по обороне, изменения, которые необходимо внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в связи с созданием войск национальной гвардии, учтены в рассматриваемой статье не в полном объеме.
Считаем необходимым внесение соответствующих изменений в:
часть 1 статьи 81, определяющую федеральные органы исполнительной власти, в образовательных организациях которых осуществляется подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;
подпункт "б" пункта 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ, касающуюся полномочий соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
часть 16 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ об особенностях лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, нуждается в дополнительном обсуждении вопрос о внесении в часть 13 статьи 12, пункт 3 части 1 статьи 33, пункты 7, 12, 13 части 7 статьи 71, часть 9 статьи 81, часть 6 статьи 86 Федерального закона N 273-ФЗ изменений, касающихся сотрудников Федеральной службе войск национальной гвардии, переведенных в указанную службу из органов внутренних дел и имеющих специальные звания, и их детей.
Комитет по обороне полагает, что вышеуказанные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены при подготовке рассматриваемого законопроекта ко второму чтению (в случае его принятия в первом чтении).
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.П. Комоедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.