Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 1015753-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях предотвращения незаконного привлечения и использования иностранной рабочей силы на объектах строительства",
внесенный членом Совета Федерации Л.Н. Боковой и депутатами Государственной Думы Н.В. Панковым, В.Ю. Максимовым, Н.В. Герасимовой
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 1015753-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях предотвращения незаконного привлечения и использования иностранной рабочей силы на объектах строительства", внесенный членом Совета Федерации Л.Н. Боковой и депутатами Государственной Думы Н.В. Панковым, В.Ю. Максимовым, Н.В. Герасимовой.
Представленным законопроектом предусматривается установить - в отношении лиц, осуществляющих функции заказчика (застройщика) или подрядчика (генподрядчика), либо иным образом контролирующих в Российской Федерации объекты строительства, - административную ответственность за неправомерное привлечение к трудовой деятельности на таких объектах иностранных граждан и лиц без гражданства, а также за незаконное нахождение на этих объектах указанных граждан и лиц, (что в значительном количестве случаев является, по сути, завуалированной формой их скрытой и незаконной работы в строительной сфере).
В целях реализации обозначенной предметной направленности рассматриваемой законодательной инициативы Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить соответствующей новой статьей 18.16.1, а также включить в примечания к статье 18.15 КоАП РФ новые уточняющие положения, согласно которым в случае нарушения в нашей стране правил привлечения и использования иностранной рабочей силы одновременно двумя или более лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическими лицами, их филиалами или представительствами либо должностными лицами указанных юридических лиц, филиалов и представительств, административная ответственность за нарушение упомянутых правил должна наступать в отношении каждого из указанных лиц в отдельности.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации и не содержит разночтений с законодательными и иными нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации, а также согласуется с международными договорами нашей страны.
При этом представленная законодательная инициатива оценивается Комитетом как вполне мотивированная и обоснованная, - в том числе и с учетом соответствующей содержательной аргументации, изложенной в пояснительной записке к законопроекту.
В данном контексте Комитет пролагает, что в случае принятия данного проекта федерального закона могут быть объективно устранены пробелы в действующем российском законодательстве, которые в Российской Федерации позволяют в сегодняшних условиях недобросовестным работодателям и заказчикам работ (услуг), по сути, игнорировать в сущностном и процедурном отношении требования закона и иных нормативных правовых актов, регламентирующих обязанности и порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, - проявления чего особенно наглядны (хотя пока формально не признаются в качестве соответствующих правонарушений) в ракурсе незаконной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на объектах строительства, (причём, как при осуществлении нового строительства, так и в процессе реконструкции, реставрации, капитального или иного ремонта зданий, строений, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры и т.д.)
Принимая во внимание отмеченные обстоятельства, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает рассматриваемый проект федерального закона весьма целесообразным и поддерживает его принятие.
При этом в случае концептуального одобрения данной законодательной инициативы Государственной Думой и её принятия в 1-ом чтении - в процессе последующей работы над законопроектом - Комитет считает необходимым уточнить сферу его применения в Российской Федерации, (обозначив и подчеркнув в качестве таковой не только объекты нового строительства, реконструкции, капитального и иного ремонта, но также и здания и сооружения, затрагиваемые архитектурно-строительной реставрацией, а равно строительные объекты, подлежащие консервации, и объекты, где осуществляются специальные шеф-монтажные и пуско-наладочные работы.
Кроме того, по мнению Комитета, в процессе доработки законопроекта после его принятия в 1-ом чтении потребуется определение уполномоченного государственного органа, рассматривающего дела о предусматриваемых данным проектом административных правонарушениях, - в первую очередь, с учётом недавнего Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", в котором, в частности, зафиксирована передача функций и полномочий от ранее действовавшей Федеральной миграционной службы к МВД России.
В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении проект федерального закона N 1015753-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях предотвращения незаконного привлечения и использования иностранной рабочей силы на объектах строительства", внесенный членом Совета Федерации Л.Н. Боковой и депутатами Государственной Думы Н.В. Панковым, В.Ю. Максимовым, Н.В. Герасимовой.
Настоящее Заключение утверждено Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "10" мая 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.