Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 262269-7 "О внесении изменений в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Во исполнение пункта 6.5 решения межведомственного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 28 июля 2016 г. "Об эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию, расследованию и профилактике преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств" МВД России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект).
Проведенный мониторинг правоприменительной практики показал, что за 11 месяцев 2016 года на территории Российской Федерации сотрудниками Госавтоинспекции пресечено 395,5 тысяч правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения (части 1 и 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП) и 230,2 тысяч правонарушений, связанных с невыполнением законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26 КоАП).
При этом в ходе изучения практики применения указанных статей КоАП выявлены существенные проблемные вопросы, которые необходимо решить путем внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.
Так, действующей редакцией примечания к статье 12.8 КоАП определено, что административная ответственность, предусмотренная статьей 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП, наступает, в том числе, в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
Между тем в соответствии с абзацем 6 пункта 7 приложения к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожном движении, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1968 г. (заключено в г. Женеве 1 мая 1971 г.) (далее - Приложение) водитель должен контролировать свое транспортное средство таким образом, чтобы быть всегда в состоянии должным образом им управлять. Он должен быть знаком с такими факторами, которые могут повлиять на его поведение, как усталость, прием лекарственных препаратов и управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и под воздействием наркотиков.
Согласно абзацу 9 пункта 7 Приложения, в национальном законодательстве должны быть предусмотрены специальные положения, касающиеся вождения под воздействием алкоголя, а также допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях - в выдыхаемом воздухе, превышение которого является несовместимым с управлением транспортным средством. Во всех случаях максимальный уровень содержания алкоголя в крови в соответствии с национальным законодательством не должен превышать 0,50 г чистого алкоголя на литр крови или 0,25 мг на литр выдыхаемого воздуха.
В то же время при установлении факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, определенного наличием абсолютного этилового спирта в крови, административная ответственность не наступает.
Такие ситуации возникают при оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, или находящимся в беспомощном состоянии и доставленным в медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В настоящее время при организации оказания медицинской помощи и проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения применяются методы проведения химико-токсикологических исследований для аналитической диагностики наличия в организме человека алкоголя, отвечающие практическим потребностям. В арсенале лабораторий наркологических больниц (диспансеров) имеются все необходимые методы для определения концентрации алкоголя в крови.
Отсутствие законодательного закрепления ответственности водителей транспортных средств в связи с наличием абсолютного этилового спирта в крови в концентрации, определенной вышеуказанными методами, способствует уходу от установленной ответственности (как административной, так и уголовной) лиц, фактически управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения, и как следствие снижает уровень безопасности на дорогах.
Законопроектом предлагается примечание к статье 12.8 КоАП дополнить положением, в соответствии с которым административная ответственность, предусмотренная статьей 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП, будет наступать в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется в том числе наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Учитывая, что для реализации законопроекта потребуется разработка и принятие нормативного правового акта Минздрава России, срок его вступления в силу предлагается отложить на девяносто дней после дня официального опубликования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных ^сходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения изменений в приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" (зарегистрирован в Минюсте России 11 марта 2016 г., регистрационный N 41390).
Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минздрав России.
Срок подготовки проекта: в течении трех месяцев после подписания федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.