Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 262341-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек"
Досье на проект федерального закона
Третьим абзацем пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N Пр-1277 (далее - Поручение) Минтрансу России поручено сформировать межведомственную систему учета показателей деятельности перевозчиков в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом и определение на ее основе профилей риска.
Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) перевозки пассажиров автобусами подразделяются на регулярные перевозки и перевозки по заказу.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию, в то время как в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) начало осуществления предпринимательской деятельности по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по заказу носит уведомительный характер.
Положения статьи 11.14.2 "Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) не позволяют в полной мере пресечь незаконные регулярные перевозки пассажиров, выполняемые под видом заказных и для собственных нужд.
Одновременно необходимо отметить, что предусмотренные частями 3 и 4 статьи 14.1.2 "Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии" КоАП административные штрафы не взимаются за нарушения лицензионных требований на автомобильном транспорте. В этих условиях при выявлении нарушений таких требований территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта применяются части 3 и 4 статьи 14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)" КоАП, по которым штрафные санкции в 3 - 5 раз ниже, чем предусмотренные частями 3 и 4 статьи 14.1.2 КоАП.
Перевозчики, во избежание исполнения лицензионных требований, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 280, подают заявления об аннулировании действия лицензии и переходят к осуществлению, по сути, регулярных перевозок под видом заказных.
Таким образом, в целях неукоснительного выполнения Поручения представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон N 99-ФЗ и Федеральный закон N 294-ФЗ в части исключения обстоятельства, при котором перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом могут осуществляться в уведомительном порядке без получения лицензии (перевозки по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Кроме того, Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" внес изменения в Федеральный закон N 294-ФЗ, установив новые подходы к проведению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, вступившие в силу с 1 января 2017 г.
Так, частями 9 и 9.3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ установлены особенности определения периодичности проведения плановых проверок лицензиатов.
Кроме того, в Федеральном законе N 294-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 г.) установлено новое основание для проведения внеплановой проверки, а именно выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора) с применением риск-ориентированного подхода, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора).
В связи с вышеизложенным, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек".
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного транспортного надзора в части государственного надзора в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом"
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного транспортного надзора в части государственного надзора в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 92 части 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации взимается государственная пошлина за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием:
предоставление лицензии - 7 500 рублей;
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, - 3 500 рублей;
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях - 750 рублей.
Таким образом, государственная пошлина за предоставление и переоформление лицензии в случае лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всем видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (включая случаи, если такая деятельность осуществляется по заказам и для собственных нужд) может составить 776 млн. рублей. Подробный расчет приведен в таблице 1:
Таблица 1 - Доходы от лицензирования
Услуга |
Планируемое количество заявителей |
Госпошлина, руб. |
Потенциальный уровень доходов (тыс. руб.) |
Предоставление лицензии |
89000 |
7500 |
667500 |
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах |
31000 |
3500 |
108500 |
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях |
0 |
750 |
0 |
Итого: |
|
776000 |
|
При этом расходы на предоставление и переоформление лицензии в случае лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всем видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (включая случаи, если такая деятельность осуществляется по заказам и для собственных нужд) могут составить 603,5 млн. рублей. При этом государственные и муниципальные предприятия составят 10% от новых лицензиатов с общим уровнем затрат на лицензирование порядка 66,75 млн. рублей. Подробный расчет приведен в таблице 2:
Таблица 2 - Расходы на осуществление лицензирования
Услуга |
Потенциальный уровень расходов |
||
Количество заявителей |
Расходы на плановые выездные и внеплановые документарные проверки, тыс. руб. |
Расходы на лицензирование государственных и муниципальных предприятий, тыс. руб. |
|
Предоставление лицензии |
89000 |
561534,375 |
66750 |
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах |
31 000 |
42043,75 |
0 |
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях |
0 |
0 |
0 |
Итого: |
|
603578,125 |
|
Таким образом, чистый доход от введения лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всем видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, составит 105,6 млн. рублей.
Кроме того, в настоящий момент экономические потери, связанные с недопроизводством валового внутреннего продукта от смертности населения по причине ДТП, произошедших из-за отсутствия лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всем видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, составляют 76 млн. рублей, экономические потери, связанные с недопроизводством валового внутреннего продукта от инвалидизации населения по причине ДТП составляют 1233,8 млн. рублей, экономические потери по налоговым поступлениям в результате смертности населения по причине ДТП составляют 467,8 млн. рублей, экономические потери по налоговым поступлениям в результате инвалидизации населения по причине ДТП составляют 1056,1 млн. рублей.
Введение лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всем видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек позволит снизить на 25% негативные последствия от ДТП, что приведет к экономическому эффекту в части недопущения упущенной выгоды, связанной с недопроизводством валового внутреннего продукта от смертности населения по причине ДТП в размере 18,8 млн. рублей ежегодно, недопущения упущенной выгоды, связанной с экономическими потерями, связанными с недопроизводством валового внутреннего продукта от инвалидизации населения по причине ДТП в размере 308,4 млн. рублей ежегодно, недопущения упущенной выгоды, связанной с экономическими потерями по налоговым поступлениям в результате смертности населения по причине ДТП в размере 120,3 млн. рублей ежегодно, недопущения упущенной выгоды, связанной с экономическими потерями по налоговым поступлениям в результате инвалидизации населения по причине ДТП в размере 318,6 млн. рублей ежегодно*.
Таким образом, введение лицензирования не потребует дополнительных расходов бюджетных средств.
_____________________________
* Показатели рассчитаны в соответствии с Методологией расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, утвержденной Приказом Минэкономразвития России N 192, Минздравсоцразвития России N 323н, Минфина России N 45н, Росстата N 113 от 10 апреля 2012 г. "Об утверждении Методологии расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения"(зарегистрировано Минюстом России 28 апреля 2012 г. N 23983).
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
ответственные исполнители - Минтранс России, соисполнители - МВД России, Минэкономразвития России;
постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Срок подготовки: 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минтранс России, соисполнители - МВД России, Минэкономразвития России.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта, утвержденный приказом Минтранса России от 9 июля 2012 г. N 204 (зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2012 г., регистрационный N 26027).
Срок подготовки: 9 месяцев со дня официального опубликования федерального закона. Ответственные исполнители - Минтранс России, соисполнители - МВД России, Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.