Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 262353-7 "О внесении изменения в статью 65 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается определить источники финансирования медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (далее - медицинское освидетельствование).
Согласно части 3 статьи 65 Федерального закона от 22 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) финансовое обеспечение медицинского освидетельствования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 82 Федерального закона N 323-ФЗ определено, что источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Однако конкретные источники финансового обеспечения медицинского освидетельствования в указанной статье и иных положениях Федерального закона N 323-ФЗ не установлены.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (далее - Порядок).
В Порядке источники финансирования медицинского освидетельствования также не указаны.
В связи с неурегулированностью на федеральном уровне вопроса определения источников финансирования медицинского освидетельствования такие источники органы государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации определяют следующим образом:
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (Приморский край, Ленинградская и Тверская области);
за счет средств бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, передаваемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования (Калининградская область).
В Республике Саха (Якутия) медицинское освидетельствование включено в перечень платных медицинских услуг в области наркологии.
С учетом части 3 статьи 65 Федерального закона N 323-ФЗ проектом федерального закона предлагается урегулировать данную проблему на федеральном уровне в зависимости от основания осуществления медицинского освидетельствования.
Пунктом 5 Порядка определены правовые основания осуществления медицинского освидетельствования, анализ которых позволяет условно разделить их на две группы.
Первую группу таких правовых оснований составляют протоколы (направления) уполномоченных должностных лиц о направлении на медицинское освидетельствование, на основании которых на указанное освидетельствование направляются:
лица, управляющие транспортными средствами;
лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
лица, результат медицинского освидетельствования которых необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении;
военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, в целях выявления состояния опьянения;
безработные, явившиеся на перерегистрацию с признаками опьянения.
Медицинское освидетельствование на основании решений уполномоченных должностных лиц осуществляется, как правило, за счет средств бюджетов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности соответствующих уполномоченных органов государственной власти, должностные лица которых принимают решения о направлении лиц на медицинское освидетельствование.
Вместе с тем, в связи с неурегулированностью данного вопроса на федеральном уровне, в указанной ситуации источниками финансового обеспечения медицинского освидетельствования, как показывает практика, могут быть как бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств которых финансируется деятельность уполномоченных органов, принимающих решения о направлении лиц на медицинское освидетельствование, так и бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств которых деятельность таких органов не финансируется, а также средства внебюджетных источников медицинских организаций, осуществляющих медицинское освидетельствование.
В Архангельской области более 80 процентов медицинских освидетельствований проводится на основании протоколов уполномоченных должностных лиц о направлении на медицинское освидетельствование или соответствующих направлений правоохранительных органов (в 2014 году - 88 процентов, в 2015 году - 83 процента).
Проводимое по указанным основаниям медицинское освидетельствование в государственных медицинских организациях Архангельской области осуществляется за счет средств внебюджетных источников таких организаций. Ори этом среднегодовой объем финансовых средств на проведение медицинского освидетельствования в государственных медицинских организациях Архангельской области составляет 4,4 млн. рублей.
В судебной практике арбитражных судов сформировалась позиция, согласно которой расходы на медицинское освидетельствование должны производиться за счет средств бюджетов, являющихся источником финансирования органов государственной власти, выдавших направление на медицинское освидетельствование (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2015 года по делу N А21-10229/2014).
Вторую группу правовых оснований проведения медицинского освидетельствования составляют:
письменные заявления совершеннолетних лиц и несовершеннолетних старше пятнадцати лет о проведении в отношении себя медицинского освидетельствования;
письменные заявления родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, о проведении медицинского освидетельствования в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста пятнадцати лет, несовершеннолетних в целях установления состояния наркотического или токсического опьянения, а также в отношении лиц, признанных в установленном порядке недееспособными;
направления работодателей о проведении медицинского освидетельствования в отношении работников, появившихся на работе с признаками опьянения.
Практика показывает, что при наличии данных правовых оснований медицинское освидетельствование осуществляется за счет средств лиц, которые выступают инициаторами его проведения.
Это обусловлено частями 1 и 2 статьи 84 Федерального закона N 323-ФЗ, согласно которым:
граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи;
платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
С учетом изложенного проектом федерального закона предлагается установить источники финансового обеспечения медицинского освидетельствования, предусмотрев, что оно осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных органам, на основании решений должностных лиц которых проводится данное медицинское освидетельствование, а также за счет личных средств граждан, средств работодателей в случае осуществления данного медицинского освидетельствования по их инициативе.
Принятие проекта федерального закона позволит обеспечить единообразную правоприменительную практику в отношении источников финансового обеспечения медицинского освидетельствования.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" повлечет дополнительные расходы федерального бюджета, связанные с финансовым обеспечением медицинского освидетельствования за счет средств федерального бюджета, являющегося источником финансирования деятельности федеральных органов государственной власти, на основании решений должностных лиц которых проводится медицинское освидетельствование.
Определить размеры средств, необходимых для реализации проекта федерального закона, не представляется возможным ввиду отсутствия информации о количестве и стоимости медицинских освидетельствований, проведенных в целом в Российской Федерации в 2016 году.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" потребует внесения изменений в Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.