Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 26 апреля 2016 г. N 3.8-04/947
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 14 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 14 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 апреля 2016 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 18 февраля 2016 года и был принят 25 марта 2016 года в первом чтении, 20 апреля 2016 года во втором чтении и 22 апреля 2016 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.
Федеральный закон уточняет критерии приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане), проживающих на территории Российской Федерации и осуществляющих на ее территории трудовую, предпринимательскую или иную экономическую деятельность.
Для иностранных граждан, которые получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование на территории России и осуществляют здесь трудовую деятельность не менее трех лет, а также для работающих три года в стране иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов вводится дополнительное условие для вступления в гражданство Российской Федерации - обязательность начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По мнению Комитета, вводимое дополнительное условие об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации позволит предотвратить прием в российское гражданство лиц, фактически не осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации на законных основаниях.
Для лиц, которые являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, вводится условие непрерывности работы в течение трех лет в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. Нормы о ежегодной выручке в сумме от 10 миллионов рублей заменяются обязательностью уплаты в каждом календарном году налогов, сборов и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере не менее 1 миллиона рублей. Сумма уплаченных налогов, сборов и страховых взносов в размере 1 миллиона рублей соответствует выручке в 10 миллионов рублей, при этом администрировать уплату налогов, сборов и страховых взносов значительно проще при применении любых режимов налогообложения.
Для иностранных граждан - инвесторов к существующим условиям вступления в российское гражданство также добавляется условие об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Помимо этого, в целях преодоления ограничений, связанных с доступом к информации, имеющей конфиденциальный характер, и контроля за исполнением индивидуальными предпринимателями, инвесторами и работниками условий приема в гражданство Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, наделяется правом запрашивать и получать сведения, в том числе составляющие налоговую тайну, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, налоговых органах, Пенсионном фонде Российской Федерации, у профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющего лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Федеральный закон будет способствовать легализации иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без оформления разрешительных документов, а также повышению сборов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены. Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 14 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Первый заместитель |
Л.А. Косткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.