Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 265996-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ в части установления особенностей регулирования правоотношений, связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя) при строительстве и ремонте автомобильных дорог"
Досье на проект федерального закона
В стране известны случаи повсеместного некачественного строительства дорог, а также их малоэффективного ремонта. Из средств массовой информации известно, что количество дорог и мостов с недопустимым уровнем транспортно-эксплуатационного состояния постоянно растет. "По данным МВД России, доля дорожных происшествий, случившихся по причине некачественного дорожного покрытия, составляет не менее 20 % от общего числа аварий. Кроме того, плохие дороги разбивают подвеску автомобилей, увеличивая риск аварий в будущем"*.
Согласно недавно опубликованным данным Росстата, в 2016 году 62% региональных дорог признаны не соответствующими стандартам качества. По сравнению с 2007 годом этот показатель ухудшился на 6%. По отдельно взятым субъектам Российской Федерации ситуация с автодорогами существенно различается. Самые плохие автодороги - на Чукотке, где требованиям не отвечают 94% трасс. В Москве нормативам не отвечает 63%, а в Санкт-Петербурге - примерно 37%**.
Такая ситуация вынуждает грузоперевозчиков затрачивать дополнительные средства на ремонт транспортных средств, что, как правило, сказывается на себестоимости перевозимых товаров и, впоследствии, на их себестоимости для потребителей. В результате, логическая цепочка развития такой ситуации, соответственно, приводит к значительному повышению цен на товары народного потребления и, как следствие, к очередному витку инфляции.
Подрядные организации, специализирующиеся на строительстве и ремонте автомобильных дорог, в большинстве случаев, отказываются от устранения недоделок в период гарантийного срока, ссылаясь на отсутствие финансирования. Это обусловлено тем, что, как правило, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обязательства, в период гарантийного срока, ничем не обеспечены.
В целях предотвращения подобных случаев необходимо законодательно мотивировать исполнителей подрядных контрактов на качественную работу, связанную со строительством или ремонтом автомобильных дорог.
Для реализации данного положения необходимо внести изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в части установления особенностей регулирования правоотношений, связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя) при строительстве и ремонте автомобильных дорог.
В связи с изложенным предлагается дополнить Главу 7 "Особенности осуществления отдельных видов закупок" этого Федерального закона статьей 111.5. "Особенности заключения и исполнения контрактов на строительство и ремонт автомобильных дорог".
Статьей констатируется, что в целях обеспечения эффективности при закупке товаров, работ, услуг в области строительства и ремонта автомобильных дорог, заказчики устанавливают дополнительные особенности определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги и исполнения контрактов в указанной области.
В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок, кроме общих критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, установленных нормами пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, должны учитываться следующие условия:
1) размер суммы гарантийного фонда обеспечения обязательств;
2) срок формирования гарантийного фонда, в случае отсутствия участника торгов с уже сформированным гарантийным фондом;
3) гарантийный срок на выполненную работу;
4) эффективность мероприятий по окружающей среды.
Гарантийный фонд обеспечения обязательств формируется в целях обеспечения имущественной ответственности субъекта предпринимательской деятельности по обязательствам, возникшим вследствие причинения убытков личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения дороги в период гарантийного срока.
В процессе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для строительства и ремонта автомобильных дорог, оценивается размер суммы гарантийного фонда обеспечения обязательств, средства которого должны расходоваться на устранение отмеченных недостатков в период гарантийного срока.
Средства гарантийного фонда должны находиться на специальном депозитном счете, к которому будет иметь доступ государственный или муниципальный заказчик работ, связанных со строительством или ремонтом автомобильных дорог. В случае недостаточности средств гарантийного фонда, лицо, которому причинены убытки, вправе требовать полного их возмещения.
Порядок формирования и использования гарантийного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги для обеспечения федеральных нужд, или субъектом Российской Федерации, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд.
При обнаружении недостатков выполненных дорожных работ в период гарантийного срока, устранение этих недостатков может осуществляться самим субъектом предпринимательской деятельности, выполнившим работы по строительству или ремонту автомобильных дорог, за свой счет. В случае отсутствия у него на счету необходимых средств для устранения таких недостатков, эти средства предоставляются ему из гарантийного фонда.
В случае отказа такого субъекта предпринимательской деятельности от выполнения работ по устранению недостатков своими силами, устранение таких недостатков осуществляется другим поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определяется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, за счет средств указанного фонда. Списание соответствующих средств с этого фонда осуществляется в бесспорном порядке.
Оценку гарантийного фонда предлагается осуществлять следующими способами:
1) претендент на заключение контракта принимает участие с уже сформированным фондом, оценочным критерием которого является его размер;
2) в случае отсутствия претендентов на заключение контракта с сформированным гарантийным фондом, к участию допускаются субъекты предпринимательской деятельности, взявшие на себя обязательство к определённому сроку сформировать такой фонд. В этом случае, при критериальном определении победителя должен учитываться срок формирования этого фонда и его размер.
Учитывая влияние качества автомобильных дорог на безопасность дорожного движения, целесообразно возложить доказательственную презумпцию на субъекты предпринимательской деятельности некачественно выполнившие строительные автодорожные работы или ремонт автомобильных дорог. Поэтому в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения автомобильной дороги либо ее части в течении гарантийного срока, субъект предпринимательской деятельности, выполнивший работы по строительству или ремонту дороги, если не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (непреодолимой силы), возмещает убытки в соответствии с гражданским законодательством.
При отсутствии претензий со стороны заказчиков в течении гарантийного срока, по его окончанию, оставшиеся средства гарантийного фонда возвращаются поставщику (подрядчику, исполнителю) с учетом банковского депозитного процента.
В качестве мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды необходимо учитывать возможность использования отходов добычи полезных ископаемых и отходов иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья для строительства или ремонта автомобильных дорог.
------------------------------
* URL: http://www.auto-sib.com/remont/detail/6394.htiril (дата обращения: 25.05.2017,15.55)
** URL: Российские дороги не соответствуют стандартам качества. http://www.rzdpartner. ru/auto/comments/rossivskie-dorogi-ne-sootvetstvuvut-standartam-kachestva / (дата обращения: 08.06.2017,09.10)
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ в части установления особенностей регулирования правоотношений, связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя) при строительстве и ремонте автомобильных дорог"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ в части установления особенностей регулирования правоотношений, связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя) при строительстве и ремонте автомобильных дорог" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ в части установления особенностей регулирования правоотношений, связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя) при строительстве и ремонте автомобильных дорог"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ в части установления особенностей регулирования правоотношений, связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя) при строительстве и ремонте автомобильных дорог" не потребует внесения изменений, дополнений, приостановления или принятия иных федеральных законов.
Предложения о разработке подзаконных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона
Для реализации закона потребуется принятие следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации утверждающего Порядок формирования и использования гарантийного фонда при осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения федеральных нужд;
2. Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации утверждающего Порядок формирования и использования гарантийного фонда при осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.