Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 23 мая 2016 г. N 3.5-03/858
на проект федерального закона N 1025686-6 "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 20 мая 2016 года, комитет отмечает следующее.
Проект Закона был внесен депутатами Государственной Думы и предусматривает продление до конца 2020 года срока действия специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 года N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" ЕНВД применяется до 1 января 2018 года.
Рассматриваемым Законом применение ЕНВД продляется до конца 2020 года.
Следует отметить, что до настоящего времени данный специальный налоговый режим является весьма востребованным у субъектов малого бизнеса. По данным Федеральной налоговой службы в 2014 году ЕНВД применяли 333 813 организаций (7,2%) и 1 810 289 индивидуальных предпринимателей (53%), при общей численности по Российской Федерации юридических лиц - 4 659 623, индивидуальных предпринимателей - 3 420 569. Доход консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации от ЕНВД в 2014 году составил 76,6 млрд. рублей, в 2015 году - 78,5 млрд. рублей.
Таким образом, замещение ЕНВД другими специальными налоговыми режимами (в частности, патентной системой налогообложения) не произошло. Для сравнения, доход консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации от налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в 2015 году составил 5,3 млрд. рублей.
Предоставление в 2015 году права представительным органам власти муниципальных образований снижать налоговую ставку по ЕНВД с 15% до 7,5% позволило на уровне муниципалитетов регулировать налоговую нагрузку на малый бизнес с учетом местных особенностей, дифференцировав ставки налога в зависимости от категории налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности. Данная мера в свою очередь повысила привлекательность ЕНВД для налогоплательщиков.
Отмена ЕНВД по истечении 2017 года повлечет дополнительные сложности для малого бизнеса, связанные с необходимостью перехода на общий либо другой специальный налоговый режим.
В связи с этим, принимая во внимание экономическую ситуацию, а также проводимую политику, направленную на поддержку субъектов малого предпринимательства, представляется целесообразным продлить действие ЕНВД.
Принятие данного Закона в 2016 году позволит обеспечить стабильность налогообложения для налогоплательщиков, использующих ЕНВД, и создать прозрачные условия для ведения бизнеса субъектами малого предпринимательства.
Также Законом предусмотрено внесение изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с действующей редакцией данной статьи плательщик ЕНВД имеет право уменьшать сумму налога на суммы страховых взносов по обязательному страхованию, уплаченные в соответствии с законодательством при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам. При этом налогоплательщик лишен возможности вычесть из ЕНВД суммы страховых взносов, уплаченные им за себя. Закон устраняет данное ограничение, предоставив право налогоплательщику при исчислении ЕНВД не учитывать также суммы страховых взносов, уплаченные им в отношении себя.
Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.