Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 269874-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минобрнауки России в целях приведения нормативной базы, регулирующей деятельность государственных научных центров Российской Федерации (далее - ГНЦ), в соответствие с современными условиями и потребностями в развитии научно-технологического комплекса, расширении функций и возможностей ГНЦ, совершенствовании механизмов их работы, в том числе использовании их научного, научно-технического потенциала для решения задач экономического развития страны.
В настоящее время возможность присвоения статуса ГНЦ для научных организаций предусмотрена Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", а порядок присвоения статуса ГНЦ установлен Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации".
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" предусмотрено, что научной организации, которая имеет уникальную научную установку, уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться статус ГНЦ.
Создание ГНЦ было обусловлено необходимостью сохранения научно-технологического потенциала. Это позволило сохранить научные школы мирового уровня, обеспечить развитие фундаментальных и прикладных исследований в условиях перехода к рыночной экономической системе и значительного бюджетного дефицита.
В новых экономических условиях задачи ГНЦ трансформировались. Исследования и разработки, выполняемые ГНЦ, реализуются в рамках государственных и федеральных целевых программ. ГНЦ ведут научные исследования по всем приоритетным направления развития науки, технологии и техники в Российской Федерации.
Несмотря на то, что ГНЦ выполняют роль важнейших, а в ряде случаев системообразующих элементов инфраструктуры для развития новых технологий, регулирование в части порядка отбора научных организаций, претендующих на присвоение статуса ГНЦ, в полной мере не реализовано. Не получили нормативного закрепления и основные функции ГНЦ.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" статьей 5.1 "Государственные научные центры Российской Федерации" и признать утратившим силу пункт 2 статьи 5 указанного Федерального закона.
В соответствии с законопроектом статус ГНЦ может присваиваться научной организации, отнесенной по итогам оценки и мониторинга результативности ее деятельности к числу лидеров отрасли (научного направления) в Российской Федерации.
Статус ГНЦ присваивается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти или государственной корпорации, согласованному с учредителем научной организации. Порядок присвоения статуса ГНЦ определяется Правительством Российской Федерации.
Законопроектом определяются основные функции ГНЦ, к которым отнесены: проведение исследований и разработок, направленных на реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, определенных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642; создание и практическое применение новых технологий на основе использования результатов интеллектуальной деятельности; осуществление экспертной деятельности; участие в создании и (или) обеспечение функционирования инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Для эффективной работы ГНЦ законопроектом устанавливается обязанность федерального органа исполнительной власти или государственной корпорации, представивших научную организацию в Правительство Российской Федерации для присвоения ей статуса ГНЦ, по согласованию с ее учредителем а также с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической деятельности, утверждать программы реализации функций ГНЦ на среднесрочный и (или) долгосрочный период (далее - программа). Конкретный срок действия программы должен определяться исходя из специфики ожидаемых результатов и области исследований, в которой работает ГНЦ.
Законопроектом устанавливается, что статус ГНЦ присваивается на неопределенный срок. При этом в целях обеспечения объективной оценки деятельности организаций, которым присвоен статус ГНЦ, проводится мониторинг результативности деятельности таких организаций. Порядок проведения мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае утраты научной организацией по результатам мониторинга оснований для присвоения статуса ГНЦ или недостижения результатов, предусмотренных программой, организация утрачивает статус ГНЦ в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, но не ранее, чем по истечении трех лет с даты присвоения указанного статуса.
Согласно законопроекту в целях обеспечения эффективного выполнения функций по обеспечению научно-технологического развития для ГНЦ устанавливаются меры государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время меры государственной поддержки для ГНЦ включают налоговые льготы в части освобождения от налогообложения налогом на имущество организаций. На региональном уровне - также предоставление льгот по земельному налогу.
Для успешной реализации функций, возлагаемых на ГНЦ, законопроектом предусмотрен ряд прав, предоставляемых ГНЦ.
В частности, ГНЦ дается возможность получения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, безвозмездных простых (неисключительных) лицензий на использование результатов интеллектуальной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует:
1) признания утратившими силу:
1.1.) Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации".
Основание разработки - статья 1 законопроекта.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - гармонизация законодательства Российской Федерации в сфере регулирования деятельности государственных научных центров Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России;
1.2.) постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. N 1347 "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации".
Основание разработки - статья 1 законопроекта.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - правовое закрепление первоочередных мер по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России;
2) принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации и порядок утраты научной организацией указанного статуса.
Основание разработки - статья 1 законопроекта.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление порядка и критериев присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России, Минздрав России, Минпромторг России, ФАНО России, Госкорпорация "Росатом", Госкорпорация "Роскосмос", ОАО "РОСНАНО", Минсельхоз России;
3) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 "Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения".
Основание разработки - статья 1 законопроекта.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - актуализация правового регулирования об оценке и мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского, военного, специального и двойного назначения, установление критериев оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы военного, специального и двойного назначения.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минздрав России, Минсельхоз России, Госкорпорация "Росатом", Госкорпорация "Роскосмос", Минобороны России, ФСБ России, МЧС России;
4) принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок получения безвозмездных простых (неисключительных) лицензий на использование результатов интеллектуальной деятельности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Основание разработки - статья 1 законопроекта.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление порядка получения безвозмездных простых (неисключительных) лицензий на использование результатов интеллектуальной деятельности в случаях, когда Российская Федерация имеет право получения таких лицензий.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Роспатент.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.