Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон) в целях определения правового механизма реализации органами службы занятости дополнительных мероприятий по содействию занятости инвалидов, необходимость которых обусловлена нуждаемостью инвалидов трудоспособного возраста в организационной помощи при решении задач по трудоустройству, профессиональному обучению, закреплению на рабочих местах в связи с ограничениями жизнедеятельности.
Законопроект разработан в соответствии с пунктом 31 плана мероприятий по реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 1506-р, а также пунктом 11 плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 893-р.
В настоящее время законодательством определен механизм оценки федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы ограничений жизнедеятельности инвалидов и показанных (противопоказанных) им видов трудовой деятельности с учетом этих ограничений.
В то же время организация последующих активных действий органов службы занятости по определению и реализации дополнительных мер по содействию занятости инвалидов и оказания им помощи в трудоустройстве законодательством о занятости населения не предусмотрена.
Заявительный механизм и действующие меры содействия занятости граждан, приемлемые по отношению к лицам, не имеющим ограничений жизнедеятельности, являются недостаточными для трудоустройства и закрепления инвалидов на рабочем месте в тех случаях, когда они не получают действенной помощи со стороны органов службы занятости, что подтверждается статистическими данными о результатах трудоустройства инвалидов.
По состоянию на 1 января 2017 г. трудовую деятельность осуществляли всего 32% инвалидов трудоспособного возраста.
Незначительными являются показатели эффективности содействия в трудоустройстве инвалидов, оказываемого органами службы занятости. В 2016 году по направлениям органов службы занятости трудоустроено только 15% от числа инвалидов, находящихся в поиске работы.
Имеющиеся недостатки правового регулирования занятости инвалидов не позволяют в полной мере обеспечить реализацию статьи 27 Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция), предусматривающей обязанность государств - участков Конвенции принимать, в том числе в законодательном порядке, надлежащие меры, направленные на обеспечение инвалидам возможности реализации трудовых прав наравне с другими (подпункт "с" пункта 1), наделение инвалидов возможностью эффективного доступа к службам трудоустройства (подпункт "d" пункта 1), оказание инвалидам помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы (подпункт "е" пункта 1), обеспечение инвалидам условий приспособления рабочего места (подпункт "i" пункта 1).
В связи с изложенным законопроектом предполагается внесение в Закон норм в части:
определения особенностей организации занятости инвалидов, предусматривающих инициативный характер действий органов службы занятости по оказанию инвалидам помощи и содействия в поиске и сохранении работы, в том числе во взаимодействии с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
организации органами службы занятости предоставления вновь вводимой государственной услуги по организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов для оказания им индивидуальной помощи в трудоустройстве и осуществлении трудовой деятельности;
наделения органов государственной власти полномочиями по утверждению порядка осуществления деятельности по сопровождаемому содействию занятости инвалидов, а также по изданию методических рекомендаций по реализации мер содействия и помощи в трудоустройстве инвалидов, включая организацию сопровождаемого содействия их занятости.
В целях повышения объективности оценки деятельности органов службы занятости по оказанию инвалидам содействия в трудоустройстве законопроектом предусматриваются полномочия Минтруда России по установлению показателей эффективности указанной деятельности и осуществлению ежегодного анализа полученных результатов.
В целях информационного обеспечения деятельности органов службы занятости по сопровождаемому содействию занятости инвалидов законопроектом дополняется статья 16.1 "Регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения" Закона положениями об организации информационного взаимодействия органов службы занятости с работодателями.
Проведенные в 2011 - 2015 годах пилотные мероприятия по апробации подобных услуг рядом негосударственных организаций, а также опыт использования в этих целях наставничества в Воронежской и ряде других областей показывают, что услуга организации сопровождаемого содействия занятости может реально потребоваться 7 - 8% инвалидов от числа лиц трудоспособного возраста, впервые признаваемых в текущем году инвалидами (в 2016 году впервые признаны инвалидами 313 тыс. человек, в целом по Российской Федерации численность инвалидов трудоспособного возраста на 1 января 2017 г. составила 3,7 млн. человек).
Таким образом, численность инвалидов трудоспособного возраста - получателей государственной услуги по организации сопровождаемого содействия занятости может ежегодно составить около 23 тыс. человек (в среднем по 270 человек в субъекте Российской Федерации).
В общем объеме предоставляемых органами службы занятости государственных услуг доля государственной услуги по организации сопровождаемого содействия занятости инвалида оценочно составит не более 0,7%.
В связи с изложенным предусматриваемые законопроектом мероприятия по сопровождаемому содействию занятости и оказанию помощи инвалидам в трудоустройстве представляется возможным осуществить за счет имеющейся штатной численности органов службы занятости. Перечень полномочий региональных органов службы занятости (статья 7.1-1 Закона) законопроектом не расширяется, кроме возложения на них одной государственной услуги - организация сопровождаемого содействия занятости инвалидов.
Статьей 2 законопроекта предусматривается установление даты его вступления в силу с 1 января 2019 г.
Этот срок обусловлен значительным объемом работы по подготовке и принятию необходимых для реализации законопроекта как федеральных, так и региональных подзаконных нормативных правовых актов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" устанавливается механизм реализации предусмотренного Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон) полномочия органов службы занятости по реализации региональных программ содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых Законом (абзац шестой пункта 2 статьи 5) отнесены инвалиды.
Финансовое обеспечение расходов региональных бюджетов на реализацию мер, предусматриваемых законопроектом, с учетом небольшого количества инвалидов, нуждающихся в сопровождаемом содействии занятости (около 23 тыс. человек ежегодно), может быть осуществлено за счет оптимизации расходования средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации на меры активной политики занятости.
По оценке Минтруда России, общий объем необходимых для этого средств исходя из среднего показателя стоимости 1 государственной услуги в сфере занятости (578 рублей) составит около 13,3 млн. рублей в год по всем субъектам Российской Федерации.
В 2019 - 2020 годах данные расходы предлагается учитывать в субсидиях бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия в сфере реабилитации и абилитации инвалидов в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.
Кроме того, для обучения специалистов органов службы занятости особенностям организации работы с инвалидами, в том числе по сопровождаемому содействию их занятости, предусмотрены финансовые средства в государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.
Расходы, связанные с оказанием инвалидам социально - трудовых услуг, в том числе по их трудоустройству и по содействию в их передвижении к месту работы, предусматриваются в бюджетах субъектов Российской Федерации в расходах на оказание социальных услуг (пункт 5 Примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236).
Законопроектом не предусматривается введения каких-либо дополнительных мер по социальной поддержке безработных граждан из числа инвалидов и, следовательно, новых расходных обязательств Российской Федерации в связи с его принятием не возникает.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта |
Краткое описание проекта нормативного правового акта |
Исполнители, соисполнители |
Срок принятия нормативного правового акта |
1. |
Приказ Минтруда России о внесении изменений в Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их формы, утвержденные приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. N 486н |
Необходимость внесения изменения обусловлена установлением законопроектом нового положения (пункт 9 законопроекта), предусматривающего, что в орган службы занятости поступает выписка из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, содержащая информацию о согласии инвалида на проведение с ним консультации по содействию его занятости. В связи с этим в форму индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида необходимо внести изменение, позволяющие учесть данное законодательное требование |
Включение в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида сведений о его согласии на проведение с ним консультаций органом службы занятости по содействию его занятости |
Минтруд России |
октябрь 2018 г. |
2. |
Приказ Минтруда России об утверждении методических рекомендаций по организации сопровождаемого содействия занятости |
Принятие методических рекомендаций необходимо с целью определения рамочных условий для оказания методической помощи регионам в установлении соответствующих принципу равнодоступных для всех граждан, независимо от региона, порядков осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалидов и оказания им помощи в преодолении барьеров, мешающих освоению ими новых трудовых обязанностей и закреплению на новых рабочих местах (подпункт "б" пункта 1 законопроекта) |
Установление рамочных условий для определения регионами порядков осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалидов и оказания им помощи в преодолении барьеров, мешающих освоению ими новых трудовых обязанностей и закреплению на новых рабочих местах |
Минтруд России |
октябрь 2018 г. |
3. |
Приказ Минтруда России об утверждении показателей эффективности деятельности органов службы занятости по вопросам содействия занятости инвалидов |
Необходимость установления критериев оценки эффективности деятельности органов службы занятости обусловлена стремлением законодателя определить единые критерии эффективности, позволяющие объективно оценивать деятельность органов службы занятости по содействию занятости инвалидов (подпункт "б" пункта 1 законопроекта) |
Установление критериев оценки эффективности деятельности органов службы занятости по вопросам содействия занятости инвалидов |
Минтруд России |
октябрь 2018 г. |
4. |
Приказ Минтруда России о внесении изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 8 ноября 2010 г. N 972н "О порядке ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений" |
Необходимость внесения изменений в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения вызвана вносимыми законопроектом в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" новыми положениями, предусматривающими осуществление органами службы занятости мероприятии по оказанию содействия занятости инвалидов, в том числе организации сопровождаемого содействия их занятости (пункты 4 и 9 законопроекта). Для осуществления этих мероприятий органы службы занятости нуждаются в дополнительных видах информации, которую они должны получать из вновь вводимых в регистр разделов |
Определение источников получения информации о принимаемых мерах по организации сопровождаемого содействия занятости, о закрепляемости инвалидов на рабочих местах и о проблемных вопросах в организации данной работы |
Минтруд России Роструд |
октябрь 2018 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.