Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1015753-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях предотвращения незаконного привлечения и использования иностранной рабочей силы на объектах строительства",
внесенному членом Совета Федерации Л.Н. Боковой, депутатами Государственной Думы Н.В. Панковым, В.Ю. Максимовым, Н.В. Герасимовой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность за нарушения, связанные с привлечением и использованием иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане) на объектах строительства.
В наименовании и тексте проекта применено понятие "иностранная рабочая сила". Следует отметить, что в Федеральном законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) данное понятие применяется в контексте статьи 18.1 "Особенности регулирования рынка труда иностранных работников". В статьях 13, 13.2-13.6 Федерального закона регулирующих трудовую деятельность иностранных граждан, и, соответственно, в главе 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) используется понятие "иностранный работник".
В примечании 2 к статье 18.15 Кодекса следует указать номера статей, на которые будет распространяться правило, установленное в данном примечании, а не делать отсылочную норму общего характера (см. например, статьи 13.3, 14.31, 15.3, 18.16 Кодекса).
Проектируемое примечание 3 к статье 18.15 Кодекса представляется излишним, поскольку для привлечения к административной ответственности основанием является факт совершения правонарушения, в данном случае незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина. Факт привлечения разными работодателями одного и того же иностранного гражданина или разных иностранных граждан значения не имеет.
Неясно, о каких локальных нарушениях правил говорится в наименовании новой статьи 18.16.1 Кодекса. В отношении части 1 данной статьи следует отметить, что объектом правонарушения в данном случае является нарушение миграционного законодательства, а не трудового законодательства. Следовательно, ответственность должна предусматриваться за нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, осуществляемой на объектах строительства (см. состав аналогичного административного правонарушения в статье 18.16 Кодекса).
Кроме того, нуждается в корректировке санкция части 1 статьи 18.16.1 Кодекса.
Подлежит уточнению объективная сторона составов административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 18.16.1 Кодекса. Привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан на объектах строительства подразумевает нахождение указанных граждан на территории объекта и их размещение. Соответственно, составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, охватываются действия, предусмотренные в частях 2 и 3. Иные случаи незаконного нахождения иностранных граждан на объектах строительства, связанные, например, с вопросами безопасности людей или особым режимом самого объекта строительства, не относятся к нарушениям миграционного законодательства Российской Федерации
В санкциях частей 1-3 статьи 18.16.1 Кодекса предусмотрен размер административного штрафа, налагаемого на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, без учета того, что согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса данные лица несут административную ответственность как должностные лица, для которых частью 1 статьи 3.5 Кодекса установлен максимально возможный размер штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей. Поскольку в примечании к статье 2.4 Кодекса для индивидуальных предпринимателей предусмотрена возможность выступать иным субъектом административной ответственности, проектируемую статью 18.16.1 Кодекса следует дополнить примечанием соответствующего содержания (см., например, примечание 1 к статье 7.1, 7.23.3, 11.15.1, 11.32 Кодекса).
В проекте необходимо определить орган власти, рассматривающий дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.16.1 Кодекса, и, в случае необходимости, должностных лиц органов, составляющих протоколы об указанных правонарушениях.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.