Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 979790-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю),
внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Звагельским, А.А. Агеевым, А.А. Ищенко и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 979790-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Звагельским, А.А. Агеевым, А.А. Ищенко и другими, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), которыми предлагается установить особенности и дополнительные меры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих торговую деятельность в нестационарном торговом объекте.
Нормами законопроекта предлагается исключить обязательное проведение торгов при заключении на новый срок договора для размещения нестационарного торгового объекта, если такой договор предусматривает переход прав владения и (или) пользования земельными участками зданиями, строениями или сооружениями, находящимися в муниципальной собственности.
Нормами статьи 3 законопроекта предлагается внести изменения в статью 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, арендатор-субъект малого предпринимательства имеет право на заключение договора аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов на новый срок без проведения торгов. В то же время необходимо учитывать, что статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации уже предусмотрены случаи применения упрощенной процедуры использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым относится также и размещение нестационарных торговых объектов. В данных случаях использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута
Таким образом, при размещении указанных объектов сделка по предоставлению земельного участка не совершается. При этом вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 381-ФЗ.
Нормами статьи 4 законопроекте также предлагается статью 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ дополнить частью 1.1, которая предусматривает, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, осуществляется для субъектов малого предпринимательства без проведения торгов на право заключения этих договоров в целях размещения нестационарных торговых объектов при заключении нового договора использования муниципального имущества, если отсутствуют нарушения исполнения ранее заключенного договора, регулирующего использование такого имущества данным субъектом, за которые действующим законодательством предусмотрена ответственность в виде расторжения договора по желанию арендодателя.
Вместе с тем в действующей редакции части 9 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ применительно к договору аренды в отношении государственного или муниципального имущества уже предусмотрен особый порядок заключения такого договора на новый срок без проведения торгов с прежним арендатором.
Нормами статьи 2 законопроекта предлагается дополнить часть 6 статью 10 Федерального закона N 381-ФЗ новым абзацем, предусматривающим, что при исключении места из схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, или при внесении изменений в указанную схему орган местного самоуправления обязан предоставить субъекту малого предпринимательства, осуществляющему торговую деятельность в нестационарном торговом объекте, затронутому данными изменениями, аналогичное компенсационное место. Предоставление компенсационного места осуществляется без проведения торгов. При этом порядок предоставления компенсационных мест устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации с учетом требований Федерального закона N 381-ФЗ.
В то же время необходимо учитывать, что согласно части 4 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами не только малого, но среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов. Кроме того, согласно части 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2015 N 225-О, указанное положение части 6 данной статьи направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав любых хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
Следует также отметить, что в законопроекте речь идет о схемах размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности. Между тем согласно положениям части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов осуществляется размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с изложенным, в случае принятия законопроекта могут возникнуть противоречия между указанными положениями статью 10 Федерального закона N 381-ФЗ. Кроме того, в законопроекте не установлено понятие "компенсационное место", критерии его определения и порядок предоставления, а также непонятно, почему порядок предоставления компенсационных мест должен будет устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации, а не нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусматриваются определенные механизмы защиты интересов субъектов малого предпринимательства, осуществляющему торговую деятельность в нестационарном торговом объекте, в том числе, в случае утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений. При этом в отношении данных субъектов указанными Федеральными законами предусмотрены случаи применения упрощенной процедуры использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества на новый срок без проведения торгов.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что предусмотренные в законопроекте изменения в упомянутые законодательные акты приведут к развитию конкуренции на рынке, поскольку развитая инфраструктура нестационарных торговых объектов позволит сдерживать рост потребительских цен. Вместе с тем данный вывод не является бесспорным, в связи с тем, что предоставление возможности заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества на внеконкурсной основе, наоборот, может привести к ограничению конкуренции в сфере нестационарных торговых объектов.
Данное обстоятельство связано с тем, что согласно предлагаемым в законопроекте изменениям пролонгация таких договоров предлагается осуществлять без проведения торгов в упрощенном порядке и тем самым процедура использование данного имущества может носить для субъектов малого предпринимательства, первоначально заключивших указанные договоры, фактически бесспорный характер и на него не могут претендовать другие субъекты малого предпринимательства. При этом, в данном случае утрачивается возможность устанавливать рыночную стоимость договоров аренды, что может привести к снижению соответствующих доходов местных бюджетов. Кроме того, в указанном случае такое имущество уже не может быть использовано органами местного самоуправления для решения вопросов местного значения в целях удовлетворения социально-бытовых потребностей населения (например, создание центров для работы с детьми и молодежью, социальных магазинов и т.д.).
В то же время следует отметить, что согласно пояснительной записке к законопроекту в настоящее время наблюдается значительное сокращение нестационарной розничной торговли, причем не по объективным экономическим причинам, а по причинам административного характера.
Так, например, согласно данным Росстата по г. Москве за период 2013 - 2015 гг. (по состоянию на 1 января) количество юридических лиц (предприятий и организаций), осуществляющих деятельность в сфере оптовой и розничной торговле, сократилось на 17,5%, в ряде субъектов Российской Федерации наблюдается снижение количества нестационарных торговых объектов до 30%, в целом по России - 4,9%, хотя именно нестационарная торговля в силу востребованности у населения и доступности должна развиваться и быть востребованной.
В связи с изложенным полагаем, что затронутые в законопроекте проблемы в отношении организации и функционирования рынка розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов заслуживают внимательного изучения и детальной проработки совместно с Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.