Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 272688-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О карантине растений"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах, при ввозе в страну продукции растительного происхождения в целях предупреждения распространения карантинных объектов проводятся лабораторные исследования указанной продукции за счет собственных средств собственников этой продукции (действующая редакция пункта 5 статьи 34 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон "О карантине растений").
С 1 января 2018 года вступает в силу пункт 4 статьи 24 Закона "О карантине растений", в соответствии с которым лабораторные исследования проб и (или) образцов подкарантинной продукции, ввоз которой осуществляется в Российскую Федерацию, будут проводиться за счет средств федерального бюджета.
Законопроектом предлагается отложить срок вступления в силу указанной нормы до 1 января 2025 года с учетом следующих обстоятельств.
Ежегодно на территорию Российской Федерации поступает 20 миллионов тонн подкарантинной продукции в сопровождении фитосанитарных сертификатов, оформленных государственными органами - национальными организациями по карантину и защите растений стран-экспортеров, удостоверяющих ее соответствие международным и российским фитосанитарным требованиям. Вместе с тем, по результатам карантинного фитосанитарного контроля ежегодно Россельхознадзором выявляется в 4,5-5 тысячах случаях (еженедельно более 50 случаев) около 40 видов карантинных вредных организмов (еженедельно около 20 видов) при этом на 4-5 видов карантинных вредных организма количество видов ежегодно увеличивается. Из них: возбудители болезней растений грибные - 1 вид, возбудители болезней растений вирусные - 1 вид, вредители растений (насекомые и клещи) - 4 вида.
Интродукция и акклиматизация только одного из карантинных объектов может привести к серьезным экономическим последствиям. Так возбудитель бактериального увядания винограда поражает виноградные насаждения, приводя их к полной гибели, потенциальный экономический ущерб Российской Федерации может составить 2,5 млрд. руб. в год, что неизменно приведет к дестабилизации фитосанитарной обстановки и скажется на развитии отрасли в целом.
В целях реализации полномочий в области карантина растений с учетом ежегодного проведения порядка 831 тысячи экспертиз ввозимой подкарантинной продукции, по оценкам Россельхознадзора, потребуются дополнительные средства из федерального бюджета Российской Федерации в следующих объемах: на 2018 год - 572,3 млн. руб., 2019 год - 598,8 млн. руб., на 2020 год - 610,2 млн. руб.
Однако в условиях формирования дефицитного бюджета на очередной трехлетний период существуют риски, что финансирование указанного полномочия не будет обеспечено в необходимом объеме.
При возникновении ситуации отсутствия необходимых денежных (бюджетных) средств, диагностировать карантинные объекты, входящие Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г N 158 (далее - Перечень) станет невозможно, что приведет к их распространению на территории страны. Все это повлечет за собой снижение урожайности сельскохозяйственных культур, экспортного потенциала страны, а также дополнительным денежным затратам, направленным на уничтожение или предотвращение их распространения.
Также следует учитывать, что при перевозке отечественной подкарантинной продукции, например, для реализации в соседний регион, лабораторные исследования оплачиваются за счет собственника продукции, а при ввозе в страну аналогичной продукции иностранного производства такие лабораторные исследования будут оплачиваться из средств федерального бюджета, что очевидно поставит в неравные условия отечественных и иностранных производителей продукции растениеводства.
По сути, это представляет собой одну из косвенных форм поддержки иностранных производителей, т.к. снизит себестоимость импортной подкарантинной продукции, значительно увеличит ее конкурентоспособность и приведет к снижению роста отечественного производства.
Данные обстоятельства не соответствуют государственной политике развития сельского хозяйства.
Кроме того, проведение лабораторных исследований ввозимой подкарантинной продукции за счет средств федерального бюджета Российской Федерации является беспрецедентным в мировой практике случаем, когда государство из собственного бюджета будет оплачивать импортерам проведение проверки ввозимой ими в страну продукции.
Так, к примеру, в Канаде частью 12 Положения о платежах Канадского агентства по инспекции пищевых продуктов "Фитосанитарные пошлины" (Canadian Food Inspection Agency Fees Notice, Part 12 - Plant Protection Fees) установлено обязательное условие, при котором оплата лабораторных исследований растительной продукции осуществляется за счет ее собственников.
Страны Евросоюза согласно положениям главы VI Финансирования официальной и другой деятельности в Евросоюзе (Chapter VI Financing of official controls and of other official activities Regulation of the European Parliament and of the Council), также закладывают стоимость проведения лабораторных исследований на растительную продукцию в стоимость оказания услуги организациям по выдаче разрешения при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
С учетом изложенного разработан данный законопроект, сохраняющий существующую в настоящее время практику проведения карантинного фитосанитарного контроля ввозимой продукции за счет средств собственников подкарантинной продукции, что не только способствует экономии средств федерального бюджета, но и полностью соответствует сложившейся международной практике в области карантина растений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О карантине растений"
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О карантине растений"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О карантине растений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.