Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 274238-7 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Важнейшим институтом, без которого отечественное сельское хозяйство не может достичь должного уровня конкурентоспособности и устойчивости, является сельскохозяйственная потребительская кооперация. Объединившись в кооперативы - снабженческие, сбытовые, перерабатывающие и обслуживающие, крестьяне способны на равных вступать в рыночные отношения с крупным бизнесом внутри страны и за её пределами. В настоящее время, как благодаря государственной поддержке, так и по инициативе самих сельскохозяйственных товаропроизводителей создано более 8 тысяч сельскохозяйственных потребительских кооперативов. По состоянию на 2016 г. членами кооперативов стали 763 сельскохозяйственных организаций, 2157 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 49 тыс. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Данные показатели продолжают расти.
Распределение доходов между членами лежит в основе экономических отношений в сельскохозяйственном потребительском кооперативе и является одним из механизмов (финансовым механизмом) достижения целей его деятельности - удовлетворения потребностей его членов в товарах (работах, услугах). Такой финансовый результат по экономической природе представляет собой экономию, возникающую у граждан и субъектов предпринимательской деятельности от объединения в кооператив, и должен быть возвращён им в пропорции от их хозяйственного участия в деятельности кооператива.
Федеральный закон от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" в части, регулирующей правила распределения финансового результата (в том числе, между членами и ассоциированными членами сельскохозяйственного кооператива), не содержит никаких исключений для сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Потребительские кооперативы (являясь некоммерческими организациями) исключены из сферы действия законодательства о некоммерческих организациях (Федерального закона "О некоммерческих организациях") - именно в силу особенностей своей природы, предполагающей осуществление предпринимательской деятельности в отношении своих членов.
В то же время в действующей редакции подпараграфа 2 параграфа 6 главы 4 ГК РФ возможность распределения доходов потребительского кооператива между его членами не предусмотрена, что в совокупности с общими нормами ГК РФ о некоммерческих организациях означает запрет на их распределение. Между тем, это препятствует осуществлению сельскохозяйственными потребительскими кооперативами своей основной деятельности и фактически требует их ликвидации.
При таких обстоятельствах в статье 123.3 ГК РФ необходимо предусмотреть исключение из общего правила о запрете распределения доходов, полученных некоммерческими организациями, в том числе от предпринимательской деятельности, между их участниками в отношении потребительских кооперативов, если оно предусмотрено законами об отдельных видах потребительских кооперативов.
Законопроект устраняет правовую коллизию, возникшую в связи с вступившими с 1 сентября 2014 года изменениями в Гражданский Кодекс Российской Федерации относительно возможности распределения доходов потребительского кооператива между его членами, не требует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" не потребует отмены, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.