Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 274624-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социального обеспечения"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социального обеспечения" вносятся изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О страховых пенсиях".
1. Согласно статье 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии назначается в целях доведения общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Частью 8 данной статьи федерального закона предусмотрено, что размеры социальных доплат к пенсии, установленные в соответствии с данной статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации. Пересмотр размеров социальных доплат к пенсии при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации производится с 1 января года, на который установлена указанная величина прожиточного минимума пенсионера.
Законопроектом предлагается дополнить часть 8 статьи 12.1 федерального закона положением о том, что при пересмотре размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года.
В случае уменьшения величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации на следующий финансовый год, это положение позволит сохранить (не снизить) общую сумму материального обеспечения неработающего пенсионера, который уже является получателем социальной доплаты к пенсии и имеет сложившийся уровень материального обеспечения.
Расходы на реализацию указанного положения законопроекта в 2018 году составят 647,6 млн. рублей.
Поскольку согласно среднесрочному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (базовый вариант) величина прожиточного минимума пенсионера в 2019 - 2020 годах прогнозируется выше, чем в 2016 году (8803 рубля), дополнительные расходы на реализацию положений данной статьи законопроекта в 2019 - 2020 годах не планируются.
2. Федеральным законом "О страховых пенсиях" предусмотрены две ежегодных индексации страховых пенсий:
с 1 февраля по темпу роста цен за предыдущий год;
с 1 апреля исходя из доходов Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд).
Этот законодательный подход применяется с 2002 года и не менялся. При этом последняя индексация пенсий исходя из доходов Фонда проводилась с 1 апреля 2014 г. В последующие годы в связи с кризисной ситуацией в экономике доходы Фонда росли темпами ниже инфляции и вторая индексация пенсий не осуществлялась.
Вместе с тем, согласно уточненным основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 - 2020 годы в условиях роста экономики и улучшения в дальнейшем социально-экономической ситуации в стране прогнозируются дополнительные доходы бюджета Фонда в результате роста фонда оплаты труда. В этих условиях доходы бюджета Фонда позволяют провести в 2018 году индексацию страховых пенсий не только с 1 февраля на индекс роста цен, но и с 1 апреля.
С учетом макроэкономических показателей проекта бюджета Фонда на 2018 год повышение страховых пенсий и фиксированной выплаты к ним с 1 февраля и с 1 апреля прогнозируется на индексы, близкие к показателю снижающейся инфляции, а также ожидания граждан по более существенному увеличению страховых пенсий, представляется целесообразным перенести в сроки индексации страховых пенсий и фиксированной выплаты к ним на 1 января 2018 года, установив единый индекс роста страховых пенсий в более высоком размере.
С этой целью законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие частей 20 - 22 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16 и части 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", которые определяют порядок ежегодного увеличения страховых пенсий и фиксированной выплаты к ним, и осуществить индексацию страховых пенсий и фиксированной выплаты к ним неработающим пенсионерам с 1 января 2018 г. на 3,7 процента, установив стоимость одного пенсионного коэффициента в размере, равном 81 рублю 49 копейкам.
Также с 1 января 2018 г. предлагается актуализировать размер фиксированной выплаты к страховым пенсиям неработающих пенсионеров, установив его в сумме, равной 4982 рублям 90 копейкам.
Реализация законопроекта позволит повысить уровень пенсионного обеспечения всех неработающих получателей страховых пенсий (около 30,8 млн. человек), а также свыше 0,5 млн. неработающих военных пенсионеров, получающих наряду с пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к ней).
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующий возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социального обеспечения"
1. По данным уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (базовый вариант), прогнозная величина прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в среднем на душу населения в 2018 году составит 8703 рубля.
В соответствии с нормами Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 454-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.1 федерального закона "О государственной социальной помощи" размер федеральной социальной доплаты к пенсии в 2018 году будет устанавливаться с учетом материального обеспечения пенсионера, установленного с учетом величины ПМП в субъекте Российской Федерации, установленной в 2017 году (ПМП в целом по Российской Федерации установлен в размере 8540 рублей).
В этой связи имеет место риск, что в некоторых субъектах Российской Федерации величина ПМП в 2018 году будет установлена ниже, чем в 2016 году, что повлечет уменьшение дохода граждан, получающих в настоящее время доплату к пенсии до величины ПМП уровня 2016 года (ПМП в целом по Российской Федерации в 2016 году установлен в размере 8803 рубля), а также приведет к утрате права на социальную доплату к пенсии некоторых граждан, которым она уже установлена.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят избежать уменьшения общего дохода самой незащищенной группы лиц - неработающих пенсионеров и сохранить достигнутый общий уровень их материального обеспечения.
Дополнительные расходы федерального бюджета на федеральную социальную доплату к пенсии в 2018 году составят 647 575,8 тыс. рублей.
Региональная социальная доплата (далее - РСД) устанавливается пенсионеру в том случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины ПМП в субъекте Российской Федерации, превышающей величину ПМП в целом по Российской Федерации.
Следовательно, установление величины ПМП в субъектах Российской Федерации, в которых выплачивается РСД, не будет зависеть от установления в 2018 году величины ПМП в целом по Российской Федерации ниже величины ПМП в целом по Российской Федерации 2017 года.
Финансирование расходов выплаты РСД является расходным обязательством субъекта Российской Федерации с возможностью софинансирования из федерального бюджета. При этом согласно Правилам распределения иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2009 г. N 915 "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии", объем предоставляемых межбюджетных трансфертов составит от 5 до 75 процентов потребности в средствах на указанные цели с учетом бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
В 2017 году ни в одном из 13 регионов, в которых выплачивается РСД, ПМП по сравнению с 2016 годом снижен не был. Таким образом, можно предположить, что предлагаемые законопроектом изменения не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации на осуществление РСД.
Поскольку величина ПМП в 2019 - 2020 годах согласно среднесрочному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (базовый вариант) прогнозируется выше, чем в 2016 году, дополнительные расходы на реализацию положений законопроекта на указанные цели в 2019 - 2020 годах не планируются.
2. Согласно уточненным основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 - 2020 годы с учетом роста экономики и улучшения в дальнейшем социально-экономической ситуации в стране прогнозируются дополнительные доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) в результате роста фонда оплаты труда, которые позволяют провести в 2018 году индексацию страховых пенсий не только с 1 февраля на индекс роста цен, но и с 1 апреля с учетом роста доходов Фонда.
С учетом макроэкономических показателей бюджета Фонда повышение страховых пенсий и фиксированной выплаты к ним с 1 февраля и с 1 апреля прогнозируется на индексы близкие к показателю снижающейся инфляции, а также ожидания граждан по более существенному увеличению страховых пенсий, представляется целесообразным законодательно перенести сроки индексаций страховых пенсий и фиксированной выплаты к ним на 1 января 2018 года и установить единый индекс роста страховых пенсий в более высоком размере.
Законопроектом предлагается установить коэффициент увеличения страховых пенсий и фиксированной выплаты к ним в размере 3,7 процента, что соответствует суммарному увеличению данных выплат на коэффициенты инфляции за 2017 год и роста доходов Фонда в связи с прогнозируемым ростом фонда оплаты труда в 2018 году.
С 1 января 2018 г. страховые пенсии неработающим пенсионерам будут повышены на 3,7 процента путем соответствующего повышения стоимости одного пенсионного коэффициента и установления ее, равной 81 рублю 49 копейкам.
Также с 1 января 2018 г. размер фиксированной выплаты к страховым пенсиям неработающих пенсионеров будет проиндексирован на коэффициент, равный 1,037, и установлен в сумме, равной 4982 рублям 90 копейкам в месяц. Расходы на повышение страховых пенсий и фиксированной выплаты к ним с 1 января 2018 г. составят 182,7 млрд. рублей, которые учтены в проекте федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социального обеспечения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социального обеспечения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социального обеспечения"
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социального обеспечения" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.