Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - законопроект) подготовлен в целях регулирования порядка осуществления валютных операций между резидентами и направлен на устранение неэффективных положений и пробелов Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), выявившихся в результате анализа правоприменительной практики.
Цель законопроекта заключается в обеспечении возможности получения находящимися за пределами территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением ими за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по трудовым договорам, заключаемым ими с юридическими лицами - резидентами, в иностранной валюте.
В соответствии с требованиями валютного законодательства Российской Федерации резиденты, осуществляющие свои трудовые функции за рубежом, могут получать заработную плату от своих работодателей (юридических лиц - резидентов) только в валюте Российской Федерации на свои счета, открытые в уполномоченных банках. Такой порядок выплаты заработной платы вызывает существенные неудобства для указанной категории российских граждан и представляется экономически необоснованным. С целью обеспечения возможности получения находящимися за пределами территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации на свои счета в иностранных банках заработной платы и иных выплат в иностранной валюте за выполнение ими своих трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации по заключенным с юридическими лицами - резидентами трудовым договорам (контрактам) законопроектом предлагается дополнить перечень разрешенных между резидентами валютных операций (изменения в статью 9 Закона) соответствующей операцией, а также предусматривается возможность зачисления таких средств на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (изменения в часть 5 статьи 12 Закона). Кроме того, законопроектом предусматривается возможность осуществления рассматриваемых выплат с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (изменения в часть 6.1 статьи 12 Закона).
Законопроект также направлен на обеспечение возможности получения физическими лицами - резидентами, являющимися сотрудниками дипломатической службы, работниками дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, сотрудниками находящихся за пределами территории Российской Федерации представительств федеральных органов исполнительной власти, представителями федеральных органов исполнительной власти (их заместителями), находящимися за пределами территории Российской Федерации, а также работниками расположенных за пределами территории Российской Федерации государственных учреждений Российской Федерации, сумм месячного денежного содержания, денежного довольствия, должностного оклада и надбавки к должностному окладу, заработной платы и иных выплат в иностранной валюте, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, путем перечисления на открытые в уполномоченных банках на территории Российской Федерации счета по заключенным ими с такими ведомствами и организациями служебным контрактам (дополнительным соглашениям к ним), трудовым договорам, предусматривающим выполнение такими физическими лицами своих служебных или трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации, а также причитающихся им сумм возврата налога на добавленную стоимость, полученных от компетентных органов государств пребывания, и иных сумм, связанных с исполнением указанными сотрудниками (работниками) своих служебных (трудовых) обязанностей за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 г. N 582 "Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом" федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции, связанные с деятельностью за рубежом, через представительства этих органов. В этой связи законопроект также предусматривает обеспечение возможности получения заработной платы и иных выплат в иностранной валюте путем перечисления на открытые работниками таких представительств в уполномоченных банках на территории Российской Федерации счета.
Законопроект не содержит новелл по вопросу выплаты денежного содержания обозначенным категориям российских граждан, поскольку такие лица и сегодня имеют право получать на свои счета за рубежом иностранную валюту. В данной части законопроектом в связи с возрастающими рисками нарушения бесперебойного получения такими работниками валютного денежного содержания (заработной платы) предусмотрена возможность обеспечения вышеуказанных выплат на территории Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность выплаты денежного содержания, денежного довольствия, заработной платы и иных выплат физическим лицам - резидентам, направленным федеральными органами исполнительной власти за пределы территории Российской Федерации в порядке оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей, путем перечисления на их счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации со счетов таких органов денежного содержания, денежного довольствия, заработной платы и иных выплат в иностранной валюте согласно заключенным ими с такими органами контрактам или трудовым договорам, предусматривающим выполнение такими физическими лицами своих служебных или трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации, а в отношении физических лиц - резидентов из числа военнослужащих - по решениям должностных лиц, уполномоченных направлять военнослужащих за пределы территории Российской Федерации.
В условиях меняющейся геополитической обстановки в мире с учетом установления возможности получения такими сотрудниками (работниками) валютных выплат законопроектом предусматривается внесение соответствующих изменений в часть 1 статьи 9 Закона, разрешающих вышеуказанные расчеты.
Законопроект также разрешает осуществление операций по выплате заработной платы в иностранной валюте сотрудникам филиалов юридических лиц - резидентов, находящихся за пределами территории Российской Федерации, через счета таких филиалов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (законопроектом вносятся изменения в пункт 2 части 6.1 статьи 12 Закона в части установления такой возможности).
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не повлекут дополнительных расходов из федерального бюджета, не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.