Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 277183-7 "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 5 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 11 октября 2016 г. N ОГ-П4-235пр.
Законопроект направлен на устранение проблем, возникающих в правоприменительной практике при рассмотрении дел о признании граждан безвестно отсутствующими, и мотивацию взыскателя на обращение в суд с заявлением о признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим в том случае, если его розыск оказался безрезультатным.
В частности, в настоящее время часть 1 статьи 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК) предусматривает, что после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим суд направляет запрос в органы внутренних дел.
Однако в связи с принятием Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2012 г. функции органов внутренних дел по розыску должников переданы Федеральной службе судебных приставов.
Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" судебные приставы-исполнители при осуществлении розыска должников наделены широким спектром полномочий, позволяющих разыскивать должников как самостоятельно, так и при содействии полиции с использованием централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, и проводить проверку по учету лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.
Таким образом, в настоящее время у судебных приставов-исполнителей имеется равнозначный с полицией механизм сбора полной и достоверной информации о разыскиваемых гражданах, являющихся должниками, которая может использоваться судом для разрешения вопроса о признании гражданина безвестно отсутствующим.
Вместе с тем часть 1 статьи 278 ГПК действует с 1 февраля 2003 г. и ее редакция не учитывает указанных выше изменений в части полномочий судебных приставов-исполнителей по розыску должников, а поэтому судами не запрашивается и не используется информация о должнике, полученная в результате проведенных судебными приставами-исполнителями разыскных мероприятий.
На практике это приводит к тому, что судами выносятся решения об отказе в признании безвестно отсутствующими граждан, являющихся должниками, ввиду того, что заявитель в органы внутренних дел с заявлением о розыске не обращался. При этом органы внутренних дел отказывают в приеме заявлений о розыске гражданина, поскольку он является должником и его розыск отнесен к компетенции судебных приставов-исполнителей.
В первую очередь, это касается должников по алиментным обязательствам, признание которых безвестно отсутствующими дает право несовершеннолетним детям на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Законопроектом предлагается привести часть 1 статьи 278 ГПК в соответствие с действующим законодательством, дополнив ее положением, согласно которому судья, получив заявление о признании гражданина-должника безвестно отсутствующим, будет запрашивать информацию у судебных приставов-исполнителей и тем самым обеспечит защиту прав и законных интересов детей.
По состоянию на 31 декабря 2016 г. в розыске свыше 4-х лет находится 1101 должник по алиментным обязательствам. При этом несмотря на то, что разыскные мероприятия проведены в полном объеме и розыск оказался безрезультатным, взыскатели не проявляют активности для реализации прав детей на пенсионное обеспечение. Такая позиция связана с отсутствием у взыскателя информации о результатах розыска.
Законопроектом предлагается дополнить статью 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве" новой частью, согласно которой в том случае, если розыск оказался безрезультатным и в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике место нахождения его не установлено, судебный пристав-исполнитель будет информировать взыскателя о безрезультатности розыска, а также разъяснять ему право на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
В связи с проектом федерального "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.