Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 278518-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях граждан, имеющим детей"
Досье на проект федерального закона
Государственная политика Российской Федерации последних лет в сфере социальной поддержки семей, имеющих детей, характеризуется принятием комплекса законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на улучшение демографической ситуации в стране.
Повышение рождаемости детей в последние годы потребовало кардинальных решений в сфере развития системы дошкольного образования. За 2013-2015 годы в России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 (в части обеспечения стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет) было создано более 1 млн. мест.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации показатель доступности дошкольного образования указанной возрастной категории детей на 1 марта 2016 г. составил в целом по России 98,97%.
Однако в ряде субъектов Российской Федерации очереди в дошкольные учреждения непомерно велики
Наиболее острой остается проблема обеспечения детей раннего возраста местами в ясельных группах. По состоянию на 1 мая 2016 г. "актуальный спрос" (очередность) составляет около 193 тысяч детей в возрасте от полутора до трех лет.
В связи с этим значительное количество матерей вынуждено находиться в предоставляемом в соответствии с законодательством Российской Федерации отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком (являющееся в ряде случаев единственным источником дохода домохозяйства), выплачивается согласно статье 14 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" только до достижения ребенком возраста полутора лет.
В целях дальнейшего усиления социальной поддержки семей с детьми законопроектом предлагается продлить период выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет и от трех до семи лет при условии, если ребенку не предоставлено место в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования.
Право на пособие по уходу за ребенком, в случае не предоставления места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, будет выплачиваться только в том случае, если есть соответствующий подтверждающий документ об отсутствии возможности предоставить места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования.
Данная мера корреспондируется с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому отпуск по уходу за ребенком предоставляется на три года.
Реализация законопроекта будет способствовать решению семейных, социальных проблем, улучшению демографической ситуации в России за счет предусматриваемых дополнительных мер социальной поддержки.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях граждан, имеющим детей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях граждан, имеющим детей" потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2016 года численность детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, необеспеченных местом в государственных или муниципальных дошкольных образовательных организациях ("актуальный спрос"), составляет около 193 тыс. детей.
По экспертным оценкам около 60% лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком по достижении им 1,5 лет, выходят на работу.
Таким образом, примерная численность получателей пособия, на которых будут распространяться нормы указанного проекта федерального закона, составит около 77 тыс. человек.
Из них примерно:
27,8 тыс. человек - получатели пособия, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (аналогично численности получателей пособия по уходу за ребенком в возрасте от 0 по 1,5 лет в 2016 году);
49,2 тыс. человек - подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Прогнозируемый объем расходов на пособия по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет составит около 7 464 715 тыс. рублей, в том числе:
из федерального бюджета 970 315 тыс. рублей (с учетом минимального размера пособия в 2016 году 2908,62 руб.);
из фонда Социального страхования Российской Федерации 6 494 400 тыс. рублей (исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации в размере 27 500 рублей с учетом вычета подоходного налога).
В связи с осуществлением мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования, направленных, в том числе на создание новых объектов, затраты на реализацию проекта федерального закона будут ежегодно снижаться.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях граждан, имеющим детей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях граждан, имеющим детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.