Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 286837-7 "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона предусматривает предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 500,0 тыс. рублей средним медицинским работникам-фельдшерам в возрасте до 50 лет, имеющим среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", прибывшим на работу на фельдшерско-акушерские пункты или отделения скорой медицинской помощи медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках либо поселках городского типа, и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор.
В настоящее время наметились положительные тенденции в обеспечении сельского населения медицинскими кадрами - из общего числа врачей в сельской местности работают 525 врачей, что составляет 16% от общего количества врачей. Обеспеченность сельского населения врачами составляет 12,5 на 10 тысяч человек населения, что ниже обеспеченности городского населения врачами в 3,5 раза (43,9 на 10 тысяч человек). Активная реализация программы "Земский доктор" позволяет снижать дефицит врачебных кадров на селе, в том числе в амбулаторно-поликлиническом звене. За период 2012-2016 годы единовременную компенсационную выплату получили 285 молодых врачей, трудоустроившихся в центральные районные больницы, из них 242 врача (85%) оказывают первичную медико-санитарную помощь населению области.
В медицинских организациях, расположенных в сельской местности работает 20,2% средних медицинских работников области (2002 человека), показатель обеспеченности сельского населения средним медицинским персоналом составил 47,8 на 10 тысяч человек сельского населения.
По состоянию на 1 января текущего года в области функционирует 479 фельдшерско-акушерских пунктов (далее-ФАП), которые обслуживают 20% населения области (261,4 тыс. населения области, из них 30% - лица старше 60 лет и 13,8% - дети). Несмотря на ежегодное снижение численности сельского населения, количество ФАПов не уменьшается: 56 ФАПов, обслуживающих население менее 150 человек, реорганизованы в фельдшерские здравпункты.
Штатным расписанием на ФАПах предусмотрено 514 должностей, работает 438 физических лица, в том числе 177 фельдшеров, 63 акушерки и 198 медицинских сестер. Укомплектованность ФАПов средним медицинским персоналом составляет 93,1%, в том числе фельдшерами - 85,7%. акушерками- 86,3%, медицинскими сестрами - 84,4% . На сегодняшний день на 69 ФАПах (15,7%) нет медицинского персонала и медицинскую помощь временно оказывают работники близлежащих ФАПов, на 91 ФАПе (20,8%) средние медицинские работники достигли пенсионного возраста. Кроме того, необходимо поэтапно укомплектовать ФАПы фельдшерами, так как 45,2% среднего персонала, работающего на фельдшерско-акушерских пунктах, имеют образование медицинской сестры.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством в бригаде скорой медицинской помощи должны работать два медицинских работника. Однако только 68 процентов отделений скорой медицинской помощи центральных районных больниц области укомплектованы в соответствии с нормативом. Потребность во втором медицинском работнике составляет 218 специалистов.
Таким образом, дефицит фельдшеров и средних медицинских работников сельских учреждений здравоохранения составляет 500 специалистов, а также необходимо учитывать потребность в своевременной подготовке кадров для замены пенсионеров.
Для решения кадровой проблемы с 2013 года увеличен целевой набор на лечебное отделение ТО ГБОУ СПО "Тамбовский областной медицинский колледж". Администрациями центральных районных больниц ведется активная профориентационная работа с выпускниками школ, реализуются следующие меры социальной поддержки средних медицинских работников, работающих на селе:
- предоставление частичной оплаты жилищно-коммунальных услуг;
- предоставление земельных участков для жилищного строительства медицинским работникам, имеющим высшее (среднее) медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте и(или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт.
Для закрепления выпускников медицинского колледжа на ФАП, необходимо расширить комплекс мер социальной поддержки.
Проблема с обеспеченностью сельского населения средним медицинским персоналом, отраженная на примере Тамбовской области, характерна для большинства регионов Российской Федерации.
Принятие предлагаемого федерального закона позволит повысить обеспеченность средним медицинским персоналом жителей сельских населенных пунктов, улучшить доступность медицинской помощи, а также укрепить кадровый потенциал государственных учреждений здравоохранения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" потребуются дополнительные средства из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Потребность в финансовом обеспечении расходов на осуществление единовременных компенсационных выплат средним медицинским работникам-фельдшерам, предусмотренных законопроектом, будет зависеть от укомплектованности медицинских организаций государственной системы здравоохранения средними медицинскими работниками-фельдшерами и особенностей административно-территориального устройства каждого субъекта Российской Федерации. В Тамбовской области дефицит фельдшеров и средних медицинских работников сельских учреждений здравоохранения составляет 500 специалистов. По аналогии с программой "Земский доктор" при заключении соответствующего договора данным специалистом необходимым условием является обязательство отработать на селе минимум пять лет на полной ставке. В связи с этим, потребность в средствах Федерального фонда обязательного медицинского страхования для Тамбовской области составляет: 500 человек X 500,0 тыс. рублей = 250 000,0 тыс. рублей в течение 5 лет или 50 000,0 тыс. рублей ежегодно.
Объем средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в целом по Российской Федерации считаем целесообразным оценить из соотношения численности сельского населения региона (Тамбовская область - 410 929 человек) и численности сельского населения страны в целом (37 772 009 человек). Таким образом, данная оценка составляет 4,6 млрд. рублей ежегодно.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.