Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - законопроект) разработан в целях реализации положений статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в части дополнения положениями о создании Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО).
Вышеназванным Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ к задачам ЕГИССО отнесено, в том числе предоставление пользователям ЕГИССО информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), а также сведений об органах и организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты (далее - меры социальной защиты (поддержки).
Необходимо отметить, что в целях реализации указанного выше Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения", которым утвержден Состав информации, размещаемой в ЕГИССО, а также Порядок представления информации в ЕГИССО.
Состав информации, размещаемой в ЕГИССО, утвержденный указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181, определяет только типы сведений в различных сферах регулирования (например, в сфере пенсионного обеспечения, трудовой деятельности, социальной помощи, жилищной обеспеченности и др.).
Данная структура Состава информации призвана определить ведомственную принадлежность источника предоставления мер социальной поддержки (социальных гарантий), а также ведомственную принадлежность информационного ресурса, с которым будет осуществляться интеграция ЕГИССО.
Вместе с тем основания, условия, объемы предоставления конкретных мер социальной поддержки (иных социальных гарантий), их виды, круг получателей в зависимости от сферы регулирования (отрасли, направления деятельности) устанавливаются в специальных федеральных законах, в которых предусмотрена обязанность органов и организаций по их предоставлению отдельным категориям граждан.
Именно поэтому обязанность поставщиков информации по использованию ЕГИССО при предоставлении мер социальной поддержки (иных социальных гарантий) и представлению в нее сведений о них, должна также быть урегулирована в федеральных законах, которыми эти меры установлены.
Таким образом, изменения, предусмотренные законопроектом, необходимо вносить в законодательные акты Российской Федерации.
В этой связи разработан законопроект.
Законопроект, предусматривает внесение изменений в 37 федеральных законов в части предоставления и возможности получения поставщиками информации сведений о предоставляемых мерах социальной поддержки и иных социальных гарантиях посредством использования ЕГИССО, а также возможности обработки содержащихся в ней сведений уполномоченными органами.
Необходимо отметить, что в отношении граждан, проходящих (проходивших) службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, обязанность по размещению (получению) соответствующих сведений в ЕГИССО указанными федеральными органами исполнительной власти будет реализовываться в рамках специального порядка.
Полномочия по утверждению такого порядка уже предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181.
Так, согласно пункту 3 Порядка представления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181, при установлении особенностей порядка предоставления информации в информационную систему в отношении граждан, проходящих (проходивших) службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба, такие особенности определяются совместно оператором информационной системы и указанными федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, сведения об объеме предоставляемых социальных гарантий, их реквизитном составе, категориях получателей, используемых защищенных каналах связи передачи и др. будет определяться при необходимости в рамках издания соответствующих специальных порядков.
Вместе с тем следует отметить, что Составом информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181, определены типы размещаемых федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, сведений в ЕГИССО, в отношении социальных гарантий и пенсий, предоставленных гражданам, проходящим (проходившим) службу в указанных федеральных органах.
Данные федеральные органы и их информационные системы в Составе информации поименованы в качестве поставщиков информации в ЕГИССО.
Необходимо отметить, что при установлении специального порядка предоставления информации в ЕГИССО в отношении граждан, проходящих (проходивших) службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, будет также использоваться единый идентификатор - СНИЛС, позволяющий однозначно передавать сведения без какой-либо их модификации.
Изменения, предлагаемые законопроектом, в целом позволят обеспечить соответствующие органы и организации актуальной, оперативной и достоверной информацией, необходимой для предоставления мер социальной поддержки и, как следствие, повысить качество принимаемых управленческих решений, оптимизировать процесс планирования бюджетных средств, повысить уровень государственного контроля за соблюдением гарантированного гражданам объема социальных гарантий
Принятие законопроекта также обеспечит информационное взаимодействие в сфере предоставления мер социальной защиты на всей территории Российской Федерации (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) посредством использования единой информационной инфраструктуры - ЕГИССО всеми поставщиками информации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.