Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 290672-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования контрольно-надзорных функций за движением транспортных средств по автомобильным дорогам"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования контрольно-надзорных функций за движением транспортных средств по автомобильным дорогам" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение абзаца второго подпункта "к" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 14 марта 2016 г., протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 20 января 2017 г. N ДМ-П9-4пр, пункта 6 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 24 марта 2017 г. N ДМ-П9-1723 по итогам встречи с представителями малого и среднего бизнеса в области грузовых автомобильных перевозок 23 марта 2017 г., пункта 12 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 21 апреля 2016 г. N ИШ-П9-2426 и протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 15 декабря 2016 г. N АД-П9-174пр.
В соответствии с пунктом 12 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 21 апреля 2016 г. N ИШ-П9-2426, абзацем вторым подпункта "к" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 14 марта 2016 г. Минтрансу России совместно с МВД России и Минюстом России предписано представить предложения по увеличению срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В настоящее время собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности по статье 12.21.1 КоАП, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП подтверждаются содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Указанным обстоятельством активно пользуются недобросовестные грузоперевозчики, предоставляя в суды предположительно фиктивные договоры аренды, что подтверждается правоприменительной практикой (Вологодская, Костромская, Нижегородская области).
По статистике МВД России и Ространснадзора за 2016 год возбуждено 151 975 производств по делам об административных правонарушениях по статье 12.21.1 КоАП, из которых прекращено - 15 505 (10,2% от общего числа производств).
По аналогичной статистике с января по сентябрь 2017 года возбуждено 85 451 производств по делам об административных правонарушениях по статье 12.21.1 КоАП, из которых прекращено - 7 677 (9% от общего числа производств).
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении по статье 12.21.1 КоАП не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, вследствие чего производство по делам, связанным со сменой владельцев транспортных средств, прекращается, а на новых владельцев транспортных средств по истечении сроков рассмотрения правонарушения соответствующее административное делопроизводство не заводится.
В этой связи в целях привлечения к административной ответственности нарушителей законодательства Российской Федерации о движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств законопроектом предлагается увеличение срока давности привлечения к административной ответственности по статье 12.21.1 КоАП до шести месяцев.
В соответствии с пунктом 6 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 24 марта 2017 г. N ДМ-П9-1723 по итогам встречи с представителями малого и среднего бизнеса в области грузовых автомобильных перевозок 23 марта 2017 г. Минтрансу России поручено внести в Правительство Российской Федерации предложения по увеличению суммы штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации о взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - плата).
Законопроектом предлагается увеличить административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о взимании платы с 5 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, а также признать утратившим силу положение о повторности указанного нарушения.
По статистике МВД России и Ространснадзора за 2016 год вынесено 25 635 постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 12.21.3 КоАП. Сумма наложенных штрафов составила более 112,1 млн. рублей.
По аналогичной статистике с января по сентябрь 2017 г. вынесено 75 019 постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 12.21.3 КоАП. Сумма наложенных штрафов составила более 362,3 млн. рублей.
В части обоснования увеличения размера административного штрафа по статье 12.21.3 КоАП необходимо провести аналогию с администрированием статьи 12.21.1 КоАП "Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства".
Так, согласно части 1 статьи 12.21.1 КоАП движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов - влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи).
В соответствии с таблицей 1 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" максимальный размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, рассчитанных под осевую нагрузку 10 тонн/ось, от превышения допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства до 10% равен 2773 руб. на 100 км.
В течение суток транспортное средство (с 2 водителями) может проехать около 1200 км (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15).
Исходя из изложенного, транспортное средство за сутки нанесет вред дорожному полотну в размере 33 276 рублей. Штраф, предусмотренный частью 1 статьи 12.21.1 КоАП, установлен в размере 150000 рублей, что кратно размеру нанесенного вреда приблизительно в 4,5 раза.
Рассматривая внесение платы согласно статье 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственник (владелец) транспортного средства за пройденное расстояние в сутки (1200 км) должен внести плату в размере 4476 рублей (при обоснованном тарифе согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 504 3,73 руб./км).
Вместе с тем предлагаемый размер штрафа (20 000 рублей) так же как и в рассмотренном случае движения тяжеловесного транспортного средства, кратен размеру необходимых затрат на компенсацию вреда, т.е. в 4,5 раза. Необходимо отметить, что предлагаемое увеличение штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации о взимании платы предусматривается не в качестве фискальной функции, а служит для стимулирования владельцев (собственников) транспортных средств к соблюдению законодательства Российской Федерации.
Установление штрафа в размере менее 20 000 рублей не приведет к необходимому результату.
Кроме того, перевозчиками, вносящими указанную плату, неоднократно озвучена аналогичная позиция в части необходимости увеличения административного штрафа по статье 12.21.3 КоАП.
В соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 20 января 2017 г. N ДМ-П9-4пр и протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковича от 15 декабря 2016 г. N АД-П9-174пр законопроектом предлагается внести изменения в статьи 23.3 и 23.36 КоАП в части передачи части полномочий от Госавтоинспекции Ространснадзору.
В частности, изменениями предлагается передать полномочия от Госавтоинспекции Ространснадзору рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.21.3 КоАП, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.
Вместе с тем реализация передаваемых полномочий будет осуществляться без увеличения штатной численности Ространснадзора путем оптимизации его структуры.
На реализацию указанных полномочий предлагается направить 150 сотрудников Ространснадзора.
Реализация указанных полномочий Ространснадзора, предусмотренных законопроектом, будет осуществляется в пределах предельной численности работников Ространснадзора, установленной Правительством Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроектом также предлагается признать утратившим силу пункт 2 примечания к статье 12.21.3 КоАП. Принимая во внимание охват системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с учетом практики вынесения постановлений о привлечении к ответственности за совершение рассматриваемых административных правонарушений при применении специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, данная норма существенным образом затрудняет администрирование рассматриваемых правонарушений.
Также законопроектом предлагается включить статью 12.21.3 КоАП (в случае фиксации административного правонарушения без применения работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи) в перечень статей, исключающих возможность при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф уплачивать в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
Представляется, что принятие предлагаемых изменений в статью 12.21.3 КоАП будет способствовать соблюдению водителями и собственниками транспортных средств массой свыше 12 тонн законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и, соответственно, приведет к увеличению собираемости указанной платы в Федеральный дорожный фонд.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования контрольно-надзорных функций за движением транспортных средств по автомобильным дорогам"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования контрольно-надзорных функций за движением транспортных средств по автомобильным дорогам" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования контрольно-надзорных функций за движением транспортных средств по автомобильным дорогам"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования контрольно-надзорных функций за движением транспортных средств по автомобильным дорогам" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования контрольно-надзорных функций за движением транспортных средств по автомобильным дорогам"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования контрольно-надзорных функций за движением транспортных средств по автомобильным дорогам" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.