Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"
Досье на проект федерального закона
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста числа несанкционированных операций, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО).
По информации Банка России, в 2016 году было совершено порядка 300 тыс. несанкционированных операций с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, на общую сумму более 1 млрд. руб. При этом при постепенном сокращении доли несанкционированных операций, осуществляемых с использованием банкоматов и платежных терминалов, наблюдается устойчивый рост числа несанкционированных операций, осуществленных посредством сети "Интернет" и устройств мобильной связи (CNP-транзакции).
В 2016 году в Банк России была представлена информация о 717 несанкционированных операциях со счетов юридических лиц на общую сумму 1,89 млрд. рублей. При этом более 50% всех попыток осуществить несанкционированный перевод денежных средств со счетов юридических лиц прошли успешно, т.е. денежные средства были списаны со счета клиента полностью или частично.
По прогнозам Банка России и экспертов, в 2017-2018 годах ожидается дальнейших рост числа атак на счета клиентов, в том числе через платежные системы, платформы для оплаты госуслуг, средства мобильной связи и системы ДБО. Необходимо отметить, что методы и технические средства, оборудование и программное обеспечение, используемые мошенниками для проведения несанкционированных операций, постоянно совершенствуются. Также в настоящее время наблюдаются процессы самоорганизации мошенников, создания ими разветвленных (в том числе, транснациональных) группировок, что создает дополнительные предпосылки для роста числа несанкционированных операций.
Необходимо отметить, что механизмы, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", обеспечивают правовую защиту интересов клиентов кредитных организаций - физических лиц в случаях своевременного информирования об осуществлении перевода денежных средств (использовании электронных средств платежа) без их согласия.
При этом Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" не предусмотрено правового механизма приостановления перевода денежных средств клиентов кредитных организаций - юридических лиц, что не позволяет предотвратить их убытки даже в случаях своевременного направления сообщения об отсутствии согласия клиента на осуществление перевода денежных средств.
Учитывая изложенное, в настоящее время многими кредитными организациями активно проводится политика, направленная на предотвращение несанкционированных операций до наступления окончательности перевода денежных средств, в том числе осуществляется текущий анализ операций с использованием различных систем фрод-мониторинга, а также информирование клиентов о рисках, что позволяет уже сейчас останавливать более 50% всего объема несанкционированных операций в системах ДБО.
Представляется, что борьба с мошенничеством в сфере использования электронных средств платежа должна носить комплексный характер, затрагивая как правовые, так и технические аспекты данной противоправной деятельности. В этой связи необходимо отметить создание в Банке России Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦентр), в который в настоящее время добровольно представляют информацию о хищениях денежных средств со счетов клиентов порядка 365 кредитных организаций.
Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).
В этой связи в Законопроекте предлагается следующее:
1. Внести в Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" следующие изменения:
законодательно закрепить право кредитной организации на приостановление на срок до 2 рабочих дней перевода денежных средств и использование электронных средств платежа при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика, определяемых Банком России или самостоятельно кредитной организаций в соответствии с требованиями Банка России. Учитывая то, что перечень основных признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика не является универсальным, законопроектом предусматривается право кредитных организаций в зависимости от их деятельности устанавливать дополнительные признаки совершения перевода денежных средств без согласия плательщика. В целях исключения злоупотребления со стороны кредитных организаций правом по использованию таких признаков, кредитными организациями устанавливаются дополнительные признаки совершения перевода денежных средств без согласия плательщика в соответствии с требованиями, установленными Банком России. При этом на случаи осуществления платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями указанные положения не будут распространяться;
предусмотреть обязанность кредитной организации при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика незамедлительно запрашивать подтверждение клиента о возможности исполнения распоряжения (возможности использования электронного средства платежа) и исполнять распоряжение при получении такого подтверждения;
установить порядок действий кредитных организаций, обслуживающих плательщика и получателя денежных средств, по возврату денежных средств при получении от плательщика - юридического лица уведомления о списании денежных средств без его согласия. При этом возврат денежных средств возможен только до зачисления денежных средств на банковский счет получателя и непредставлении получателем документов (например, копий договоров, накладных, счетов-фактур, актов выполненных работ и иных аналогичных документов), подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств. При этом стороны вправе в договоре определить перечень таких документов.
При этом Законопроект не удлиняет срок проведения платежей на стороне кредитных организаций, обслуживающих плательщика, предусматривая возможность приостановки до 5 рабочих дней кредитной организацией, обслуживающей получателя, зачисления денежных средств на банковский счет получателя при получении от плательщика - юридического лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.
2. Установить полномочия Банка России по формированию и ведению базы данных о случаях совершения (попытках совершения) перевода денежных средств без согласия клиента и определению порядка направления и получения операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем и операторами платежной инфраструктуры информации из указанной базы данных.
3. Закрепить полномочия Банка России устанавливать по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, для кредитных и некредитных финансовых организаций обязательные требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности и деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия совершению переводов денежных средств, за исключением требований о защите информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.
4. Внести изменения в статью 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", направленные на нераспространение правовых механизмов, направленных на защиту банковской тайны, на ситуации, когда раскрытие информации об операциях и счетах клиентов осуществляется через Банк России в целях предотвращения совершения и выявления операций, совершаемых без согласия клиента.
В связи с необходимостью принятия Банком России нормативных актов, устанавливающих требования к реализации положений Законопроекта, в частности обязательных признаков совершения перевода денежных средств без согласия клиента, а также необходимостью адаптации антифродовых систем кредитных организаций к установленным требованиям Законопроект предусматривает вступление в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Реализация Законопроекта позволит снизить рост числа несанкционированных операций, совершенных с использованием систем ДБО, а также предотвратить потери кредитных организаций с банковских счетов юридических и физических лиц.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для обеспечения действия его норм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.