Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 297994-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в статьи 8 и 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью пятой статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" выдача кредитной организацией должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность сведений составляющих банковскую тайну, производится на основании судебного решения.
Действующая редакция статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" содержит большой перечень органов и должностных лиц, по запросам которых, выдаются справки по операциям и счетам юридических и физических лиц без судебного решения.
Часть пятая статьи 26 в действующей редакции регламентирует порядок выдачи справок должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД) на основании судебного решения.
Предлагаемая редакция законопроекта не отменяет существующий порядок, а вносится с целью устранения несогласованности норм федеральных законов, создающих сложности при получении органами, осуществляющими ОРД сведений, составляющих банковскую тайну для достижения целей ОРД и уточнения порядка получения информации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона "О государственной тайне", сведения в области ОРД составляют государственную тайну.
Статьёй 4 этого же Закона, на суды возложена обязанность, обеспечить в ходе рассмотрения дел защиту государственной тайны.
В статье 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" дублируются положения статьи 5 Закона "О государственной тайне", устанавливается правило, по которому судебное решение на право проведения ОРМ и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих ОРД и могут представляться суду, надзирающему прокурору, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело и другим органам осуществляющим ОРД. Этот перечень исчерпывающий.
В статьях 8 и 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" регламентированы условия проведения ОРМ, основания и порядок судебного рассмотрения материалов о проведении ОРМ: судья проверяет наличие оснований для проведения ОРМ и соответствия целям и задачам, установленным в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности".
Следует заметить, что речь идёт только о действиях, ограничивающих конституционные права граждан.
Институт банковской тайны по своей природе имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, и не регулирует вопросы ОРД.
Конституционность положения статей 8 и 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного суда РФ: Постановление Конституционного суда РФ от 09.06.2011 N 12-П, Определение Конституционного суда от 14.06.1998, от 20.10.2005, от 24.01.2006, от 08.02.2007 и т.д.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо даты "от 14.06.1998" следует читать "от 14.07.1998"
Правовая позиция Конституционного суда РФ состоит в том, что ограничения конституционных прав допускается только на основании судебного решения. Такие решения принимаются в рамках судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, с учётом специфики задач ОРД, работа строится на принципе конспирации. Соблюдение секретности требуется и при получении судебного решения на проведение ОРМ. В процедуре получения такого разрешения приобретает безусловное значение обеспечение тайны информации о самом обращении органа осуществляющего ОРМ в суд.
Исходя из требований Закона "О государственной тайне" и Федерального закона "Об оперативной-розыскной деятельности" в суде рассматривают запросы на ОРМ по правилам секретного делопроизводства и судебное постановление с грифом секретно передаётся в орган, осуществляющий ОРМ и хранится только в органах, осуществляющих ОРД (статья 12 закона "Об ОРД").
Такая несогласованность норм федеральных законов создает сложности при получении правоохранительными органами сведений, составляющих банковскую тайну до возбуждения уголовного дела.
Проект федерального закона направлен на устранение отмеченной несогласованности правовых норм и уточнение порядка получения в кредитных организациях информации по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц. При этом уровень защиты законных интересов физических и юридических лиц не снижается.
В части пятой статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предлагается установить, что должностные лица органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, направляют в кредитные организации соответствующие запросы, которые должны содержать данные о том, каким судом, когда, в отношении какого юридического или физического лица, по обращению какого должностного лица принято решение о возможности получения интересующих правоохранительные органы сведения. При этом, судебное решение в кредитную организацию не представляется.
Корреспондирующие изменения вносятся в статьи 8 и 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Кроме того, с учетом принципа конспирации оперативно-розыскной деятельности, статья 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" дополняется нормой, согласно которой, запрос о получении справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по операциям, счетам и вкладам физических лиц, относится к информации ограниченного доступа, за разглашение которой, служащие кредитной организации подлежат ответственности, установленной федеральным законодательством.
Концепция законопроекта поддерживается правоохранительными органами, а также учитывает позицию Банка России.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в статьи 8 и 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в статьи 8 и 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и его реализация не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в статьи 8 и 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
Принятие федерального # "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в статьи 8 и 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.