Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1048863-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона предусматривает создание Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее также - Реестр), оператором которого будет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Ведение Реестра осуществляется на русском языке в федеральной государственной информационной системе формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (пункт 8 статьи 1 проекта). В то же время в соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон) государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Реестре соответствующей записи акта гражданского состояния, которая составляется как в форме электронного документа, так и в форме документа на бумажном носителе (подпункт "а" пункта 3, подпункт "б" пункта 4 статьи 1 проекта), делопроизводство в органах записи актов гражданского состояния допускается в том числе на государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации (республики) (см. пункт 5 статьи 6, пункт 3 статьи 7 Федерального закона). Полагаем, что указанные нормы нуждаются в согласовании. Кроме того, с учетом статуса указанной информационной системы (федеральная) и общих принципов формирования государственных информационных систем (статьи 13 и 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") полагаем необходимым уточнить порядок доступа к ней органов записи актов гражданского состояния.
С учетом признания утратившим силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона не ясно, о какой информационной системе идет речь в пункте 5 проектируемой статьи 77.1 Федерального закона.
Положения абзаца 6 пункта 1 проектируемой статьи 13.2 Федерального закона, на наш взгляд, нуждаются в уточнении с учетом иных положений этого пункта, устанавливающих более широкий перечень лиц, которым предоставляются сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Реестре.
Исходя из положений проектируемого пункта 8 статьи 6 Федерального закона, а также принципов и условий обработки персональных данных, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", в пункте 3 проектируемой статьи 13.2 Федерального закона следует указать цели получения соответствующими органами сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния. Кроме того, учитывая, что соответствующие сведения содержатся в Реестре не ясно, почему они запрашиваются у органа записи актов гражданского состояния, например, "федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (его территориальным органом)", в то время как пунктом 5 проектируемой статьи 13.2 Федерального закона обязанность по предоставлению соответствующих сведений указанному федеральному органу возложена на оператора информационной системы.
В пункте 9 статьи 1 проекта и по тексту необходимо уточнить условное наименование Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Положения проектируемого пункта 1 статьи 67 Федерального закона в части указания в записи акта о смерти даты и места смерти умершего нуждаются в уточнении с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 30 марта 2016 г. N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые изменяют данную формулировку с 1 сентября 2016 года.
Исключение из Федерального закона абзаца 3 статьи 70, на наш взгляд, нуждается в дополнительном обсуждении с учетом положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона, в соответствии с которыми при регистрации актов гражданского состояния учитываются нормы, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (см., например, пункт 2 статьи 58 Семейного кодекса Российской Федерации).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.