Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 299766-7 "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время трансплантология является одним из наиболее активно развивающихся направлений медицины, открывающим новые возможности для лечения широкого спектра заболеваний. Постепенно увеличивается и количество пациентов, для которых данный вид лечения становится доступным.
По информации Министерства здравоохранения РФ, в 2016 году в России было проведено 1703 операции по пересадке органов, что на 14,8% больше, чем в 2015 году. Тем не менее, пока по показателю количества операций по трансплантации Россия сильно отстает от большинства стран Европы и США.
По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время в России проводится только 30% от необходимого числа операций по трансплантации органов. Сейчас в России фиксируется всего 10 случаев трансплантации на миллион, тогда как во многих странах ЕС этот показатель составляет от 66 до 85 случаев.
Во многих западных странах государство активно занимается поддержкой донорского движения. Социальную рекламу, призывающую своим поступком сохранить жизнь другого человека, можно встретить повсюду: в магазинах, журналах, по телевидению. Тем самым, в обществе формируется понимание важности спасения неизлечимо больных. Поэтому даже в тех государствах, где для изъятия органов у трупа законодательно закреплена "презумпция несогласия", то есть, внутренние органы после смерти можно изъять только в случае наличия прижизненного согласия самого человека, посмертное донорство развито намного лучше, чем в Российской Федерации.
Отсутствие в настоящее время в российском законодательстве максимально понятной процедуры выражения отказа человека на изъятие его органов после смерти вызывает обоснованное недоверие населения к самому институту посмертного донорства. Имеют место случаи, когда родственники, несогласные в силу различных причин с проведенным изъятием органов для пересадки, обжалуют действия медиков. Поэтому на практике российские врачи, несмотря на закрепленную в законодательстве презумпцию согласия для посмертного донорства, склонны прибегать к получению согласия у членов семьи. Как результат - потеря драгоценного времени.
В ряде штатов США и стран ЕС совершеннолетние граждане в обязательном порядке фиксируют свое согласие в водительских правах или в страховом свидетельстве, где для этого имеется специальная графа. При наступлении соответствующего случая зарубежным врачам не нужно терять время на поиск родственников, им достаточно посмотреть водительские права и удостовериться, что человек был согласен на изъятие его органов для пересадки.
По мнению авторов законопроекта, такой опыт может быть использован и в нашей стране. Сведения о согласии лица на изъятие его органов или тканей для трансплантации могут фиксироваться в основных документах гражданина, перечень которых предлагается определить Правительству. Такими документами могут стать паспорт или водительские права.
Согласно положениям законопроекта, сведения о согласии или о несогласии гражданина на изъятие органов или тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) будут подлежать учету в информационной системе Министерства здравоохранения Российской Федерации, предусмотренной Приказом Минздрава от 8 июня 2016 г. N 355н.
Настоящий проект федерального закона предусматривает, что совершеннолетний дееспособный гражданин вправе неоднократно изменить выраженное им ранее волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов или тканей из своего тела после смерти для трансплантации.
Представляется, что проблемы отечественной трансплантологии не могут быть решены без активной просветительской работы государства. Государство в лице своих органов и учреждений должно способствовать их освещению в средствах массовой информации, на всех уровнях учебно-образовательных программы привлекать внимание учащихся к делу сохранения каждой отдельно взятой человеческой жизни.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и статью 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
В связи с принятием данного федерального закона потребуется принятие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего перечень документов гражданина Российской Федерации, в которые может быть внесена информация о согласии или о несогласии на изъятие органов или тканей после смерти для трансплантации (пересадки).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.