Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 1036103-6 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(в части совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся),
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в части 5, 8, 10 и 15 статьи 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закона) в части изменения порядка назначения социальной стипендии обучающимся; уточнения понятия "стипендиальный фонд" и порядка его определения; включения аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров и слушателей подготовительных отделений в число категорий, которым оказывается материальная поддержка и выделяются средства на культурно-массовую, физкультурную и спортивную, оздоровительную работу.
Предлагаемые законопроектом изменения части 5 статьи 36 Закона в части замены критерия для определения обучающихся, претендующих на социальную стипендию, с "имеющих право на получение государственной социальной помощи", на "которым назначена государственная социальная помощь", имеют целью изменение порядка участия органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в процессе принятия решений о социальной поддержке студентов, оказываемой за счет средств федерального бюджета. Студенты смогут претендовать на получение социальной стипендии только после назначения государственной социальной помощи по месту жительства (пребывания). По мнению субъекта права законодательной инициативы это должно повлиять на повышение объективности принятия решений о назначении социальных стипендий студентам в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы высшего образования.
Комитет считает важным принятие дополнительных мер по усилению адресности оказания социальной поддержки студентам из малообеспеченных семей, имеющим низкие доходы, и отмечает, что указанная поддержка может оказываться как за счет средств федерального бюджета в форме назначения таким студентам социальной стипендии, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в форме предоставления государственной социальной помощи.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи за счет средств субъектов Российской Федерации могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные указанным Законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Данная государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Первичный анализ актов субъектов РФ в части организации оказания государственной социальной помощи гражданам показывает, что наиболее часто встречающийся размер государственной социальной помощи - 300 рублей. Срок получения государственной социальной помощи, как правило, не превышает 3 месяца с правом получить следующую государственную социальную помощь только в следующем календарном году.
Как показывает практика, большую часть получателей социальной стипендии (более 70%) в организациях среднего профессионального и высшего образования составляют студенты из малоимущих семей или признанные органами социальной защиты малоимущими одиноко проживающими гражданами. Особенно это касается регионов, органы социальной защиты которых выдают документы о праве на получение государственной социальной помощи проживающим в общежитиях образовательных организаций студентам, как малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Комитет считает, что в случае принятия законопроекта в предложенной редакции возникают следующие значительные риски при правоприменении предлагаемой нормы:
в части сроков назначения образовательной организацией социальной стипендии (если студенту государственная социальная помощь органами соцзащиты назначается один раз в год или в течение нескольких месяцев, не ясен период выплаты социальной стипендии);
в части назначения социальной стипендии (если в региональном нормативном акте обучающиеся выведены из категорий получателей государственной социальной помощи, производятся задержки выплат социальной помощи и т.д., не ясны правовые основания выплаты социальной стипендии);
в части определения места получения государственной социальной помощи - по месту жительства или месту временного пребывания (не ясно право студента, проживающего в общежитии, на получение государственной социальной помощи по месту временного пребывания как одиноко проживающего гражданина) и т.д.
Комитет обращает внимание на то, что и сегодня студенты и вузы сталкиваются с отдельными из указанных трудностей при взаимодействии с региональными органами социальной защиты населения. Оценивая предлагаемые в законопроекте изменения к подходу в определении студентов, претендующих на получение социальной стипендии, и сроки их вступления в силу - с 1 сентября 2016 года - Комитет считает значительным риск нарастания социальной напряженности в студенческой среде из-за возможной нормативной неурегулированности вопросов оказания государственной социальной помощи в различных субъектах Российской Федерации.
Комитет также считает, что любые изменения в установленном федеральными законами порядке оказания социальной поддержки студентов должны в обязательном порядке сопровождаться оперативным внесением соответствующих изменений в подзаконные нормативные акты и работой с региональными органами социальной защиты населения с целью недопущения негативных последствий и возрастания социального напряжения.
Комитетом в целом поддерживаются предлагаемые в законопроекте изменения в частях 8 и 10 статьи 36 Закона по уточнению термина "стипендиальный фонд" и порядка его определения. Изменения Закона призваны зафиксировать сложившуюся практику по определению Правительством Российской Федерации правил формирования стипендиального фонда (предлагается формировать стипендиальный фонд с учетом бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на повышение государственных академических стипендий в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 945 "О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования" и от 2 июля 2012 г. N 679 "О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично").
Изменения в часть 15 статьи 36 Закона подразумевают включение аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров и слушателей подготовительных отделений в число категорий, которым оказывается материальная поддержка и выделяются средства на культурно-массовою, физкультурную и спортивную, оздоровительную работу. Комитет в целом поддерживает предлагаемые изменения, но при этом отмечает, что расширение числа получателей указанных форм поддержки без выделения дополнительного финансирования может привести к ухудшению положения текущих получателей - студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. В этой связи, необходимо изучить вопрос о выделении дополнительного финансирования на указанные нужды пропорционально количеству аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров и слушателей подготовительных отделений. Кроме этого, требует уточнения предлагаемый субъектом права законодательной инициативы порядок расчета средств, выделяемых на материальную поддержку, культурно-массовою, физкультурную и спортивную, оздоровительную работу. При условии распространения действия нормы на аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров и слушателей подготовительных отделений, несомненно, следует учитывать в расчетах средства, выделяемые на стипендии указанным категориям обучающихся, а не только на государственные академические и социальные стипендии студентам.
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы не содержит концептуальных возражений правового характера.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- законодательных (представительных) органов государственной власти 10 субъектов Российской Федерации, все положительные;
- высших исполнительных органов государственной власти 15 субъектов Российской Федерации, все положительные.
При этом законопроект поддержали 4 субъекта Российской Федерации.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает оправданным и актуальным внесение в Закон изменений, направленных на совершенствование механизмов формирования и расходования средств, выделяемых на стипендиальное обеспечение и материальную поддержку обучающихся. Вместе с этим, Комитет считает необходимым учесть представленные замечания и уточнения при доработке текста законопроекта ко второму чтению.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1036103-6 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.