Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 300200-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)"
Досье на проект федерального закона
С 1 января 2015 г. вступили в силу правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)" предусматривает внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах в части правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.
Проект федерального закона подготовлен с учетом сложившейся к настоящему моменту практики применения указанных правил, которая свидетельствует о необходимости учета специфики отражения отдельных операций иностранных компаний (структур без образования юридического лица), а также специфики осуществления контроля над ними со стороны российских налогоплательщиков.
Основные предложения по внесению изменений в законодательство о налогах и сборах в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний следующие:
1. Уточнение правил переноса на будущее убытков контролируемых иностранных компаний за три года, непосредственно предшествующих 2015 году.
В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) содержит ряд неясностей с точки зрения состава указанных убытков, а также подхода к их расчету. Предлагается уточнить, что совокупная сумма убытка, переносимого на будущие периоды, определяется путем сальдирования сумм прибылей (убытков) до налогообложения по данным финансовой отчетности контролируемой иностранной компании за три финансовых года, непосредственно предшествующих финансовому году, начинающемуся в 2015 году. В указанную сумму возможно включение убытков от переоценки финансовых активов. Кроме того, предлагается ряд технических правок.
2. Уточнение порядка налогообложения операций контролируемых иностранных компаний с финансовыми активами (включая ценные бумаги).
С целью установления единообразного порядка расчета прибыли (убытка) от операций с финансовыми активами предлагаются универсальные принципы исчисления финансового результата от таких операций, определяемого как доходы от выбытия финансовых активов, уменьшенные на цену их приобретения либо на стоимость финансовых активов согласно данным учета на начало финансового года, начинающегося в 2015 году, если соответствующие активы приобретены до начала указанного периода.
3. Уточнение порядка исчисления финансовых показателей контролируемой иностранной компании, являющейся участником иностранной консолидированной группы налогоплательщиков.
Кодекс в настоящее время не содержит специальных правил определения налога контролируемых иностранных компаний, входящих в иностранные консолидированные группы налогоплательщиков, что на практике создает сложности при исчислении эффективной ставки налогообложения таких контролируемых иностранных компаний, а также при определении сумм налога контролируемых иностранных компаний, подлежащих зачету при исчислении налога контролирующего лица - налогового резидента Российской Федерации. Предлагается установить закрытый перечень принципов распределения налога иностранной консолидированной группы налогоплательщиков на ее участников.
4. Устранение необходимости неоднократной подачи документов, подтверждающих условия освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в рамках многоуровневых цепочек владения в Российской Федерации.
Согласно действующей редакции Кодекса, в случае если участие российского контролирующего лица в контролируемой иностранной компании реализовано исключительно через иное российское лицо, оба указанных лица несут дублирующие обязанности по подаче идентичного документального подтверждения освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения.
Предлагается установить право первого из упомянутых контролирующих лиц не подавать соответствующие документы при условии представления сведений об организации, которая их подает.
5. Уточнение деофшоризационных норм применительно к налогоплательщикам - физическим лицам.
Предлагается устранить ряд неточностей в части налогообложения при распоряжении налогоплательщиками - физическими лицами ценными бумагами и иным имуществом (имущественными правами), полученными при ликвидации (прекращении) контролируемых иностранных компаний. В частности, предлагается закрепить единый порядок налогообложения вне зависимости от способа распоряжения имуществом (имущественными правами), полученным при ликвидации (прекращении) контролируемых иностранных компаний, а также установить дату, на которую определяется предельная стоимость такого имущества.
6. Уточнение отдельных положений концепции налогового резидентства юридических лиц.
Осуществление отдельных функций в рамках централизованного управления деятельностью иностранных организаций не должно приводить к признанию таких иностранных организаций налоговыми резидентами Российской Федерации. Предлагается уточнить, какие функции, осуществляемые на территории Российской Федерации, не приводят к признанию иностранных организаций налоговыми резидентами Российской Федерации.
Дополнительно предлагается внести ряд иных уточнений по применению статьи 246.2 Кодекса, в частности в определение зарубежных проектов по добыче полезных ископаемых.
Предполагается, что проект федерального закона будет применяться с учетом следующего. Предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 2016 года, действие положений, которые относятся к порядку определения прибыли контролируемых иностранных компаний за финансовые годы, начавшиеся в 2016 году, то есть за периоды, прибыль за которые подлежит отражению в составе доходов налогоплательщика - контролирующего лица за 2017 год и позднее, так как такие нормы улучшают положение налогоплательщика и подпадают под действие пункта 3 и пункта 4 статьи 5 Кодекса. Кроме того, предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 2016 года, действие положений, которые относятся к порядку применения концепции налогового резидентства юридических лиц, так как указанные положения уточняют уже существующий открытый перечень критериев и условий, при наличии которых осуществление деятельности иностранной организации в Российской Федерации само по себе не приводит к признанию иностранных организаций налоговыми резидентами Российской Федерации.
Внесение изменений в действующее законодательство не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Положения проекта федерального закона не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)" не повлечет за собой необходимость признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.