Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 300249-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта федерального закона.
Наименование проекта федерального закона - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам" (далее - законопроект);
Основания для подготовки проекта федерального закона: поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 21 июля 2015 г. N ДК-П9-4872 и от 21 августа 2015 г. N ДК-П9-5738.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект федерального закона. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
Законопроект направлен на оптимизацию процесса строительства объектов инфраструктуры воздушного транспорта, а также объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в части ограничения перечня объектов инфраструктуры воздушного транспорта и перечня объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, относящихся к особо опасным и технически сложным.
Согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в перечень особо опасных и технически сложных объектов входят все объекты авиационной инфраструктуры и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Вместе с этим большинство объектов авиационной инфраструктуры и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не относятся к особо опасным и технически сложным объектам.
В отношении объектов авиационной инфраструктуры необходимо отметить следующее.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) все объекты авиационной инфраструктуры относятся к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности, что требует дополнительных затрат, в том числе из средств федерального бюджета, при их проектировании, строительстве, проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, осуществлении государственного строительного надзора.
В то же время значительная часть объектов авиационной инфраструктуры представляет собой отдельно расположенные сооружения, в которых размещается аппаратура авиационной электросвязи и радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и другое вспомогательное оборудование. Данные сооружения, как правило, включают один или несколько аппаратных модулей (контейнеров) размерами не более 6 x 2,5 x2 м, в которых размещается аппаратура, а также антенно-мачтовые устройства высотой до 30 м и глубиной фундамента не более 1 - 2 м. В подавляющем большинстве случаев такие объекты функционируют без постоянного присутствия персонала, а обслуживаемые объекты - с нахождением дежурной смены в количестве 2 человек.
При этом устойчивость функционирования объектов единой системы организации воздушного движения (далее - объекты ЕС ОрВД) для достижения требуемой безопасности полетов обеспечивается в рамках воздушного законодательства путем предъявления специальных требований по надежности и 100%-резервированию оборудования радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, проведения его испытаний, сертификации и периодических проверок с использованием специализированных самолетов-лабораторий.
По идентификационным признакам, предусмотренным Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, большинство объектов ЕС ОрВД являются аналогами объектов связи, которые не относятся к особо опасным и технически сложным объектам, за исключением объектов, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", статья 2, пункт 14.1).
Кроме того, частью авиационной инфраструктуры являются взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, стоянки, которые в свою очередь, являются плоскостными сооружениями.
Также значительная часть объектов авиационной инфраструктуры воздушного транспорта, в том числе ЕС ОрВД, не входит в перечень опасных производственных объектов, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и не содержит в своем составе зданий и сооружений, разрушение которых может повлечь катастрофические и (или) масштабные последствия для населения и окружающей среды.
Таким образом, отнесение всех объектов авиационной инфраструктуры, в том числе объектов ОрВД, к особо опасным и технически сложным является избыточным.
В этой связи законопроектом предлагается определить перечень особо опасных и технически сложных объектов инфраструктуры воздушного транспорта, к которым будут относиться следующие объекты: взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок и перроны с искусственным покрытием аэродромов с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью свыше 1500 квадратных метров, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, и иные объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся к перечисленным особо опасным и технически сложным объектам.
В отношении объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования необходимо отметить следующее.
В соответствии с Федеральным законом N 384-ФЗ объекты, отнесенные Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным, необходимо проектировать по нормативам, установленным для зданий и сооружений повышенного уровня ответственности: несущие конструкции и фундаменты следует рассчитывать с повышающим коэффициентом не менее 1,1.
Использующиеся в качестве обязательных для проектирования объектов путевого комплекса железных дорог строительные нормы и правила, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (СНиП 32-01-95 "Железные дороги колеи 1520 мм", СНиП 2.05.03-84*. "Мосты и трубы", СНиП 32-04-97 "Тоннели железнодорожные и автодорожные" и др. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р), как и применявшиеся до них нормы в своей основе уже учитывают необходимость их сооружения как объектов повышенной надежности, а их нормативные требования содержат соответствующие коэффициенты запаса.
В результате же отнесения всех объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта к особо опасным и технически сложным заметно увеличивается объем строительно-монтажных работ и количество используемых материалов не только по объектам путевого комплекса железных дорог, но и при возведении административных и санитарно-бытовых зданий, постов ЭЦ, кассовых павильонов, пассажирских платформ, пунктов обогрева и прочих обычных объектов, не участвующих физически в транспортном процессе и в связи с этим не представляющих особой опасности для их пользователей.
Кроме того, отнесение всех объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования к особо опасным и технически сложным влечет необходимость выполнения дополнительных дорогостоящих мероприятий, например, оборудования абсолютно всех зданий и сооружений, включая те же кассовые павильоны и иные малые здания, структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами с выведением информации об их состоянии на пульты управления региональных дежурных МЧС России.
В этой связи законопроектом предлагается определить перечень объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, к которым будут относиться следующие объекты: тоннели длиной более 500 м, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки и иные объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся к перечисленным особо опасным и технически сложным объектам.
Кроме того, законопроектом предлагается в связи с необходимостью определения перечня объектов, относящихся к инфраструктуре воздушного транспорта, а также перечня объектов воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным и технически сложным, уточнение понятийного аппарата путем внесения соответствующих изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации".
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Принятие законопроекта направлено на экономию средств, затрачиваемых на строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и объектов инфраструктуры воздушного транспорта, в том числе, средств федерального бюджета.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие законопроекта не влечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.