Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам уголовной ответственности за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, а также требований промышленной безопасности опасных производственных объектов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях оптимизации и приведения в соответствие с действующим законодательством составов преступлений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах и безопасности при производстве строительных или иных работ, дифференциации формальных и материальных составов таких преступлений, а также унификации наказаний за нарушения обязательных требований промышленной безопасности.
За 2013-2015 годы на опасных производственных объектах произошло 457 аварий, приведших к гибели 619 человек.
За тот же период осуждено по вступившим в законную силу приговорам суда (или вынесены судебные акты по уголовным делам в отношении ниже указанных лиц):
за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (статья 216 Уголовного кодекса Российской Федерации) - 400 лиц (по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации около 20% рассматриваемых судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных этой статьей, составляют дела о нарушениях правил безопасности при ведении именно горных работ);
за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (статья 217 Уголовного кодекса Российской Федерации) - 18 лиц;
за нарушение правил безопасности при строительстве или эксплуатации магистральных трубопроводов (статья 269 Уголовного кодекса Российской Федерации) - 2 лица;
за то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, - 2 лица.
Данная ситуация свидетельствует о необходимости повышения уровня соблюдения требований промышленной безопасности путем совершенствования правового механизма привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, приведших к авариям. Вместе с тем, в связи с незначительным числом лиц, осужденных по статье 269 Уголовного кодекса Российской Федерации относительно числа лиц осужденных по статьям 216 и 217 Уголовного кодекса Российской Федерации, целесообразно унифицировать составы преступлений, различающиеся по предмету, но аналогичные по объекту преступного посягательства, состоящему в нарушении обязательных требований в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, и установить единые условия наступления ответственности за их совершение. Также необходимо законодательно разграничить уголовную ответственность за нарушения правил безопасности при производстве горных, строительных и иных работ (не связанных с нарушениями требований промышленной безопасности) и ответственность за нарушения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, установленных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Законопроектом предусмотрена унификация одинаковых по своему фактическому содержанию составов преступлений, отнесенных действующей редакцией Уголовного кодекса Российской Федерации к различным (отдельным) преступлениям в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а также дифференцирование указанных составов от составов преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности при производстве горных, строительных и иных работ, не связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Законопроект также предусматривает установление более четких, чем в действующей редакции Уголовного кодекса Российской Федерации, квалифицирующих признаков состава преступления в области промышленной безопасности. Преступление, предусмотренное действующей редакцией части 1 статьи 217 Уголовного кодекса Российской Федерации имеет смешанный состав, а именно формальный состав преступления в области промышленной безопасности, при котором ответственность наступает за нарушения, могущие повлечь тяжкие последствия, и материальный состав преступления, при котором ответственность наступает за вред, фактически причиненный таким нарушением. Законопроектом предлагается исключить уголовную ответственность за однократное нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, могущее повлечь смерть человека (формальный состав преступления), устранив тем самым существующую конкуренцию правовой нормы части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с нормой части 1 статьи 217 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Последнее позволит исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности граждан и должностных лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также устранить возможные коррупциогенные факторы, содержащиеся в действующей редакции части 1 статьи 217 Уголовного кодекса Российской Федерации. Таким образом, предлагаемые изменения носят комплексный характер.
Принятие законопроекта позволит установить четкие квалифицирующие признаки преступлений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, соответствующие действующему законодательству в указанной области, а также дифференцировать их от признаков преступлений в области безопасности при производстве горных, строительных и иных работ.
Принятие предлагаемых изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации будет способствовать повышению уровня безопасности при строительстве и эксплуатации опасных производственных объектов и при этом не потребует дополнительных расходов федерального бюджета для их реализации и не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий.
Законопроект не устанавливает ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей, запретов или ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и задач государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 300, в части снижения риска возникновения аварий на поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору опасных производственных объектах.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам уголовной ответственности за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, а также требований промышленной безопасности опасных производственных объектов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам уголовной ответственности за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, а также требований промышленной безопасности опасных производственных объектов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Реализация положений проекта федерального закона будет осуществляться в пределах установленной предельной численности работников органов государственной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам уголовной ответственности за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, а также требований промышленной безопасности опасных производственных объектов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам уголовной ответственности за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, а также требований промышленной безопасности опасных производственных объектов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам уголовной ответственности за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, а также требований промышленной безопасности опасных производственных объектов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам уголовной ответственности за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, а также требований промышленной безопасности опасных производственных объектов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.