Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации.
В представленном законопроекте предлагается признать статью 269 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) утратившей силу, а также внести изменения в статьи 216 и 217 УК РФ, направленные на унификацию уголовной ответственности за нарушения требований промышленной безопасности. В этих целях в диспозиции части первой статьи 216 УК РФ "Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ" предлагается указать, что из области её применения исключены нарушения требований безопасности опасных производственных объектов, а наименование статьи 217 УК РФ и диспозицию её части первой изложить в новой редакции, учитывающей распространение её действия на лиц, допустивших нарушение таких требований, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба. Также проектом последняя уголовно-правовая норма дополнена примечанием, определяющим крупный ущерб, и внесены изменения в санкцию её части первой.
По содержанию проекта федерального закона имеются замечания юридико-технического характера.
Полагаем возможным обратить внимание на то, что содержание диспозиций статей 216 и 217 УК РФ в действующей и предлагаемой редакциях позволяет правоприменителям разграничить предусмотренные ими составы преступлений между собой. В связи с этим представляется излишним проектное дополнение диспозиции части первой статьи 216 УК РФ указанием на исключение из содержащегося в ней состава преступления тех нарушений, которые касаются требований безопасности опасных производственных объектов.
Согласно пункту 5 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории соответствующих объектов отнесены места проведения подавляющего большинства видов горных работ. Поэтому полагаем целесообразным исключить из наименования и диспозиции части первой статьи 216 УК РФ указание на горные работы, рассматривая их в дальнейшем как разновидность иных работ, нарушение правил ведения которых может повлечь ответственность по данной норме либо по статье 217 УК РФ, если не соблюдались требования безопасности опасных производственных объектов.
Кроме того, учитывая направленность законопроекта на унификацию уголовной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности, не вполне обоснованным представляется предложение об увеличении размера крупного ущерба для целей статьи 217 УК РФ и оставлении его на прежнем уровне в примечании к статье 216 УК РФ. Принимая во внимание взаимосвязь статей 216 и 217 УК РФ, а также криминообразующее значение признака крупного ущерба, считаем, что реализация данного предложения может привести к тому, что часть нарушений требований безопасности при ведении работ на опасных производственных объектах будет необоснованно выведена из сферы действия уголовного закона.
|
С.В. Рудаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.