Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на защиту персональных данных лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, а также устранение правовых пробелов в законодательстве Российской Федерации посредством уточнения отдельных положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Действующей редакцией федерального закона "О персональных данных" не определен какой-либо порядок сбора, обработки и хранения персональных данных несовершеннолетних.
При этом фактически использование персональных данных несовершеннолетних производится учебными заведениями дошкольного и среднего образовательного звена, медицинскими учреждениями, а также в ряде иных случаев, установленных законодательством. Например, при подаче сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
На основании ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Таким образом, в интересах детей и от их имени родители выступают в качестве законных представителей.
Частью 6 ст. 9 Федерального закона "О персональных данных" предусмотрена возможность получения согласия на обработку персональных данных от третьих лиц: в случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.
Указанная выше возможность предусмотрена исключительно в отношении недееспособных субъектов.
При этом несовершеннолетние граждане не относятся к категории недееспособных в силу гражданского законодательства Российской Федерации, однако и не являются в полной мере дееспособными, в связи с чем целесообразно внести изменения в Федеральный закон "О персональных данных", закрепив полномочия по даче согласия на обработку персональных данных несовершеннолетних субъектов персональных данных за их законными представителями.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации несовершеннолетние в возрасте от 14 лет при определенных условиях могут осуществлять трудовую деятельность, в связи с чем также могут являться субъектами персональных данных. По предварительной оценке экспертов число несовершеннолетних трудящихся в Российской Федерации может доходить до одного миллиона.
Таким образом, целесообразно предоставить несовершеннолетним трудящимся право самостоятельно давать согласие на обработку их персональных данных работодателю, если такая обработка необходима в связи с осуществлением трудовой деятельности.
Необходимо отметить, что персональные данные несовершеннолетних могут быть использованы в сети Интернет, что способно вызвать негативные последствия различного характера, в том числе предпосылки к совершению в отношении несовершеннолетних преступлений, либо вовлечению в преступную деятельность.
Так, например, в 2016 и 2017 годах в результате действий в сети Интернет так называемых "групп смерти", произошел ряд случаев самоубийств несовершеннолетних пользователей. Администраторы таких "групп смерти" манипулировали жертвами, в том числе, при помощи их персональных данных (фамилии, имени, адресе места жительства и т.д.), бесконтрольно распространяемых в различных источниках.
Кроме того, несовершеннолетние часто являются фактическими пользователями средств подвижной радиотелефонной связи, однако операторы связи в силу имеющегося правового пробела не имеют данных о фактическом несовершеннолетнем пользователе услуг связи, считая таковым законного представителя, либо иное лицо, на которое оформлен договор об оказании услуг связи. Такой подход может создавать сложности в предоставлении услуг связи для оператора связи, а также в пользовании услугами связи для абонента.
В связи с изложенным в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних законопроектом предлагается отнести персональные данные несовершеннолетних субъектов персональных данных в возрасте к специальной категории персональных данных, обработка которых не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О персональных данных".
Таким образом, в случае принятия законопроекта будет установлен полный запрет на обработку персональных данных несовершеннолетних субъектов без согласия их законных представителей (за исключением обработки персональных данных в связи с трудовой деятельностью несовершеннолетних). Кроме того, в силу действующего законодательства особый порядок сбора, хранения, обработки и использования персональных данных, в том числе специальных категорий персональных данных, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
При этом соответствующие нормы Федерального закона "О персональных данных" не предусматривают, что обработка персональных данных (в т.ч. специальных категорий персональных данных и биометрических персональных данных) производится в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, в связи с чем законопроектом предлагается внести изменения, устраняющие несоответствие Федерального закона "О персональных данных" Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлечет финансовых обязательств государства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.