Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 1039291-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования лесов для ведения сельского хозяйства",
внесенный депутатами Государственной Думы С.Е. Нарышкиным, В.И. Кашиным, В.А. Язевым, И.И. Никитчуком, Э.Г. Глубоковской и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 1039291-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования лесов для ведения сельского хозяйства", внесенный депутатами Государственной Думы С.Е. Нарышкиным, В.И. Кашиным, В.А. Язевым, И.И. Никитчуком, Э.Г. Глубоковской и др., и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Перечня поручений Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина от 6 октября 2014 года N вн.1.1-23/577 по итогам круглого стола "Законодательные аспекты развития аквакультуры (рыбоводства) и проблемы укрепления национальной продовольственной безопасности", состоявшегося 25 сентября 2014 года в п. Ропша Ломоносовского района Ленинградской области.
Практика применения Федерального закона от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выявила необходимость урегулировать отношения, связанные с использованием лесных участков для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), что подтверждается многочисленными обращениями хозяйствующих субъектов о проблемах, связанных с размещением объектов, зданий, строений сооружений, которые необходимы для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), на землях лесного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" товарная аквакультура (товарное рыбоводство) является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству.
В этой связи законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 38 "Использование лесов для ведения сельского хозяйства" Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой устанавливается возможность размещения на лесных участках временных построек, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства). Кроме того, вносятся корреспондирующие изменения в статью 6 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере товарной аквакультуры.
Комитет, концептуально поддерживая рассматриваемый законопроект, в то же время отмечает, что полноценное решение соответствующих вопросов требует более глубокой проработки и комплексных изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы.
В частности, осуществление товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) сопряжено с необходимостью создания и использования рыбоводной инфраструктуры, в том числе капитальных объектов (статья 2 Федерального закона от 02 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре" (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в то время как законопроект предусматривает возможность возведения лишь временных построек. При этом положения Лесного кодекса, регулирующие строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (статья 21 Лесного кодекса Российской Федерации), не изменяются.
Полагаем целесообразным при последующей доработке законопроекта предусмотреть внесение изменений в указанную статью Лесного кодекса Российской Федерации. В дальнейшем также потребуется дополнение Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года N 849-р, конкретными видами объектов рыбоводной инфраструктуры, допустимыми к размещению в соответствующих видах лесов.
Кроме того, с учетом ограничений, установленных пунктом 3 части 1 статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении осуществления некоторых видов сельскохозяйственной деятельности в лесах, расположенных в водоохранных зонах, по мнению Комитета, в законопроекте остается неурегулированным вопрос о допустимости осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в указанной категории защитных лесов, что требует дополнительного обсуждения.
Комитет также считает необходимым отметить, что в соответствии с Перечнем поручений Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина от 6 октября 2014 года N вн.1.1-23/577 по итогам круглого стола "Законодательные аспекты развития аквакультуры (рыбоводства) и проблемы укрепления национальной продовольственной безопасности", состоявшегося 25 сентября 2014 года в п. Ропша Ломоносовского района Ленинградской области, также требуют законодательного регулирования вопросы предоставления рыбоводным хозяйствам права долгосрочного безвозмездного пользования землями, занятыми водными объектами, находящимися в федеральной собственности и используемыми в прудовом рыбоводстве.
В этой связи представляется целесообразным включить вышеназванные положения при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает необходимым поддержать проект федерального закона N 1039291-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования лесов для ведения сельского хозяйства", внесенный депутатами Государственной Думы С.Е. Нарышкиным, В.И. Кашиным, В.А. Язевым, И.И. Никитчуком, Э.Г. Глубоковской и др., при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных в заключении замечаний и предложений, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.