Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 307998-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый законопроект разработан в целях уточнения порядка официального использования государственной символики Российской Федерации - Государственного герба Российской Федерации, а также предоставления возможности его использования гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями.
Следует отметить, что в настоящее время имеют место случаи привлечения правоохранительными органами российских граждан к административной ответственности за использование Государственного герба Российской Федерации, в том числе его изображения, способами, не соответствующими правилам официального использования, установленным в Федеральном конституционном законе "О Государственном гербе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон).
Таким образом, у граждан и организаций отсутствует возможность использования Государственного герба Российской Федерации, в том числе его изображения, в иных случаях помимо его официального использования.
Данная проблема обусловлена тем, что, во-первых, законодательством о государственных символах страны гражданам не предоставлено право неофициального использования государственного герба, и, во-вторых, имеется двусмысленность в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющая правоохранительным органам привлекать к административной ответственности граждан в случаях неофициального использования ими государственного герба.
При этом неоднозначна и ситуация с производством продукции, содержащей изображения Государственного герба. Федеральный конституционный закон, с одной стороны, имеет исчерпывающий перечень случаев обязательного и допустимого использования герба и все другие случаи объявлены недопустимыми без специального законодательного разрешения. Это позволяет правоприменителям толковать Закон (в том числе и правоохранительным органам) исключительно: если какое-либо действие с гербом не разрешено, то оно запрещено, недопустимо и должно караться в установленном порядке.
С другой стороны, само собой разумеется, что для того, чтобы использовать герб даже в установленных Законом случаях (например, на бланках государственных органов, в кабинетах руководящих работников, на вывесках официальных присутствий и т.п.), необходимо, чтобы какой-то производитель разработал проекты, произвел и коммерчески реализовал соответствующие изделия. Поскольку нигде не установлено, что изображения герба могут изготавливаться только на заказ или производительная деятельность в данной области требует какой-то разрешительной практики (например, лицензирования), остается заключить, что продукция с гербом предполагается выпускаемой свободно и свободно реализуемой в условиях рынка. В свою очередь, никаким законом не ограничено право граждан приобретать продукцию с Государственным гербом, и, таким образом, в условиях свободного рынка никак не ограничивается товарооборот подобной продукции.
Настоящим законопроектом предлагается дополнить Федеральный конституционной закон "О Государственном гербе Российской Федерации" нормой о том, что за исключением установленных в Федеральном конституционном законе форм использования Государственного герба, в том числе его изображения, допускаются иные случаи его неофициального использования гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями. При этом действия указанных субъектов, направленные на неофициальное использование Государственного Герба не должны нарушать исчерпывающе установленные законодательством формы и случаи его использования. Пределы указанного использования в неофициальном порядке ограничиваются только уголовно-наказуемыми деяниями (ст. 329 Уголовного кодекса Российской Федерации "Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственном флагом Российской Федерации").
Принятие данного федерального конституционного закона позволит устранить имеющийся пробел и попытки неоднозначного толкования законодательства. Возможность использования гражданами символики государства в том числе на массовых публичных мероприятиях (спортивные соревнования, съезды политических партий, общественных объединений и др.) либо его использование в производстве сувенирной и иной продукции будет способствовать повышению культуры использования геральдических знаков нашей страны в жизни граждан Российской Федерации, популяризации государственной символики и повышению авторитета России в мире, а также реализации одного из важнейших принципов государственной политики в сфере образования - воспитания гражданственности и патриотизма.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации"
Принятие Федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" и его реализация не потребуют выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации"
Принятие Федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.