Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 308242-7 "О внесении изменений в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка установления публичных сервитутов"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации участились случаи злоупотребления правами со стороны физических и юридических лиц, являющихся собственниками земельных участков, которые в силу конфигурации своих границ и территориального расположения призваны выполнять функцию земельных участков общего пользования (далее - Земельные участки). Имеющаяся проблема в подавляющем большинстве случаев имеет одни и те же предпосылки возникновения. Так, обычно крупный земельный участок, на котором планировалось строительство жилого массива, изначально приобретался частным лицом (будущим застройщиком) у граждан или юридических лиц. После этого осуществлялся перевод участка в категорию земель населенных пунктов либо в изменялся вид его разрешенного использования с имеющегося на тот, который предусматривает индивидуальное жилищное или иное подобного рода строительство, ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства и т.д. Впоследствии происходили раздел исходного земельного участка и продажа образуемых земельных участков, которые подлежали застройке. При этом у застройщика оставались в частной собственники земельные участки, которые в силу своих конфигурации и территориального расположения были запроектированы для обеспечения прохода и проезда между жилыми домами, а также свободного доступа от частных участков к земельным участкам общего пользования, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В настоящее время собственники Земельных участков, зачастую умышленно злоупотребляя своим правами, всяческие препятствуют собственникам жилых домов в пользовании указанными участками. Они блокируют возможность прохода и проезда жителей (а также членов их семей, гостей и лиц, находящихся с ними в трудовых и гражданско-правовых отношениях) до своих жилых домов; ограничивают проезд экстренных государственных (МЧС, Служба скорой медицинской помощи), технических и сервисных служб к жилым домам; требуют плату за проход и проезд. При этом путь через Земельные участки являются единственно возможным вариантом въезда в населенный пункт и передвижения по его территории. Указанные события происходят как в границах населенных пунктов, так и на территориях соответствующих некоммерческих объединений за границами населенных пунктов (земельные участки в составе которых относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения).
Так, к примеру, в Истринском районе Московской области аналогичная ситуация наблюдается примерно в 20 поселках с общим количеством более 1 700 домовладений и общей численностью жителей порядка 12 000 человек. Анализ судебно-арбитражной практики позволяет выявить многочисленные судебные разбирательства, инициированные при сходных обстоятельствах. Результатом становятся очаговые конфликты между жителями населенных пунктов и соответствующих некоммерческих объединений с одной стороны и собственниками Земельных участков - с другой. Реальный законодательный механизм защиты прав жителей в настоящее время отсутствует. Единственным способом урегулирования сложившейся ситуации является установление публичного сервитута в отношении Земельных участков в пользу местного населения. Вместе с тем того объема правового регулирования, которое установлено действующим законодательством, недостаточно для решения обозначенной проблемы. В настоящее время публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (пункт 2 статьи 23 ЗК РФ). Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 6 статьи 23 ЗК РФ).
Таким образом, орган государственной власти или местного самоуправления имеет возможность с целью обеспечения защиты интересов местного населения установить возмездный публичный сервитут. Однако реализация этого затрудняется в связи с незаинтересованностью соответствующих органов власти из-за финансовых обязательств, которые возникают у них после установления публичного сервитута.
С учетом сказанного, принимая во внимание интересы местного населения, предлагается для случаев, описанных выше, предусмотреть:
- возможность установления публичных сервитутов по результатам рассмотрения заявления заинтересованных лиц;
- порядок подачи и рассмотрения соответствующих заявлений заинтересованных лиц;
- возможность внесения соразмерной платы собственнику участка за счет заинтересованных лиц;
- недопустимость отказа в установлении публичного сервитута в случае, если свободный доступ от земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства к территории общего пользования (или земельному участку общего пользования) невозможен иным образом, кроме как через земельный участок, в отношении которого испрашивается установление Публичного сервитута (при наличии положительного заключения общественных слушаний).
Помимо этого предлагается ограничить предельный размер платы за публичный сервитут, устанавливаемый для обеспечения свободного доступа от земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства к территории общего пользования (или к земельному участку общего пользования), величиной, равной величине земельного налога, уплачиваемого собственником (или несколькими собственникам) обременяемого земельного участка.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка установления публичных сервитутов"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует выделения дополнительных расходов федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка установления публичных сервитутов"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.