Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов безопасности при использовании атомной энергии" (далее - законопроект) подготовлен в целях уточнения вопросов правового регулирования экспертизы программ для электронных вычислительных машин (далее - программа для ЭВМ), используемых при обосновании безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, а также вопросов нормативного регулирования безопасности гидротехнических сооружений на объектах использования атомной энергии и предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Принятие законопроекта будет способствовать реализации "Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N Пр-539, в том числе позволит повысить эффективность государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Статьей 1 законопроекта предусмотрены изменения в статью 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", устанавливающие обязательность экспертизы программ для ЭВМ, предмет экспертизы, а также полномочие уполномоченного органа государственного регулирования безопасности по установлению порядка проведения экспертизы программ для ЭВМ.
Предметом экспертизы программы для ЭВМ является оценка возможности использования программы для ЭВМ в целях обосновании безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, что не является предметом правового регулирования иных правовых актов (технических регламентов, национальных стандартов и пр.).
Обоснование безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии выполняется с применением программ для ЭВМ, обеспечивающих расчетное моделирование процессов, влияющих на безопасность указанных объектов и (или) видов деятельности.
Порядок существующей уже более 25 лет процедуры экспертизы программ для ЭВМ в настоящее время установлен только приказом Ростехнадзора от 19 августа 2008 г. N 634, не носящим нормативный характер.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят применять достоверные данные при обосновании безопасности объектов использования атомной энергии и не предусматривают новых обязанностей для разработчиков программ для ЭВМ.
Согласно рекомендациям МАГАТЭ экспертиза программ для ЭВМ, используемых для расчетного моделирования процессов, влияющих на безопасность ядерных установок, является обязательной функцией органов регулирования безопасности. При этом экспертиза программ для ЭВМ направлена на определение возможности применения их в заявленных областях (границах) и получения значений расчетных параметров с определенной точностью, что связано с обеспечением безопасности объектов использования атомной энергии.
В соответствии с преамбулой Федерального закона "Об использовании атомной энергии" он определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.
Согласно статье 1 вышеназванного Федерального закона законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации в области использования атомной энергии.
Таким образом, законопроект направлен на гармонизацию национального законодательства Российской Федерации с нормами международного права в области использования атомной энергии, что соответствует положениям преамбулы и статьи 1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", повышению безопасности использования атомной энергии, а также на учет замечании контролирующих органов в части реализации Ростехнадзором функции по экспертизе программ для ЭВМ.
Учитывая, что ответственность за нарушение законодательства в области использования атомной энергии предусмотрена главой XIII Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", дополнительная регламентация правовых последствий применения при обосновании безопасности объектов использования атомной энергии программ для ЭВМ, не прошедших экспертизу, в законопроекте не предусматривается.
Статья 2 законопроекта направлена на уточнение вопросов нормативного регулирования безопасности гидротехнических сооружений на объектах использования атомной энергии.
Предлагаемые изменения обусловлены правоприменительной практикой, показавшей эффективность действующих регулирующих документов в системе законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений для объектов использования атомной энергии установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и разработанными в его исполнение нормативными правовыми актами, в том числе разработанными эксплуатирующей организацией и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации указанных сооружений.
Выполнение указанных требований, ввиду отсутствия особенностей гидротехнических сооружений для объектов использования атомной энергии по отношению к другим гидротехническим сооружениям, позволяет обеспечивать и поддерживать высокий уровень безопасности гидротехнических сооружений на объектах использования атомной энергии.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается признать утратившей силу часть вторую статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Также признается утратившим силу пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 347-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии", которым указанная часть была введена.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов безопасности при использовании атомной энергии"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов безопасности при использовании атомной энергии" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов безопасности при использовании атомной энергии"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов безопасности при использовании атомной энергии" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов безопасности при использовании атомной энергии"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов безопасности при использовании атомной энергии" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, но потребует:
1) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" в части наделения Ростехнадзора полномочиями по утверждению порядка проведения экспертизы программ для электронных вычислительных машин;
головной исполнитель: Ростехнадзор.
Срок подготовки: 3 месяца со дня вступления в силу Федерального закона;
2) разработки приказа Ростехнадзора "Об утверждении порядка экспертизы программ для электронных вычислительных машин ";
головной исполнитель: Ростехнадзор.
Срок подготовки: 4 месяца со дня вступления в силу Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.