Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
(утв. Решением Комитета ГД по энергетике от 10 октября 2017 г. N 3.25-5/39)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - законопроект, законопроект N 274618-7), внесенный Правительством Российской Федерации, и в части вопросов ведения Комитета отмечает следующее.
Приоритеты в налоговой политике. Одним из важнейших компонентов стабильности внутренних экономических условий являются предсказуемые и стабильные налоговые условия. Поэтому ключевым принципом налоговой политики на трехлетний период является принцип фискальной нейтральности - неповышение совокупной фискальной нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.
Соответственно, расширение доходной базы бюджета будет обеспечиваться за счет улучшения собираемости и качества администрирования налогов, а также повышения отдачи от государственных активов.
Меры налоговой политики также будут направлены на создание стимулов к инвестициям. Действующие инструменты прямого стимулирования инвестиций будут дополнены предоставлением инвестиционных налоговых вычетов. В нефтегазовом секторе предполагается введение системы налогообложения налога на добавленный доход (далее - НДД) для пилотных объектов. Новые льготы в нефтедобыче предлагается рассматривать исключительно в рамках режима налога на добавленный доход.
Основные параметры федерального бюджета. Положения законопроект N 274618-7 соответствуют положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Основные характеристики федерального бюджета в 2017-2020 гг. приведены в таблице 1.
Таблица 1.
млрд рублей | ||||
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
ДОХОДЫ |
14 720 |
15 258 |
15 555 |
16 285 |
%% ВВП |
16,0 |
15,7 |
15,1 |
14,8 |
Нефтегазовые доходы |
5 795 |
5 480 |
5 248 |
5 440 |
%% ВВП |
6,3 |
5,6 |
5,1 |
4,9 |
в % от общего объема |
39,4 |
35,9 |
33,7 |
33,4 |
в т.ч. базовые нефтегазовые доходы |
5 050 |
4 952 |
5 247 |
5 440 |
Ненефтегазовые доходы |
8 925 |
9 778 |
10 307 |
10 845 |
%% ВВП |
9,7 |
10,0 |
10,0 |
9,8 |
в % от общего объема |
60,6 |
64,1 |
66,3 |
66,6 |
РАСХОДЫ |
16 728 |
16 529 |
16 374 |
17 155 |
%% ВВП |
18,1 |
17,0 |
15,9 |
15,6 |
БАЛАНС |
-2 008 |
-1 271 |
-819 |
-870 |
%% ВВП |
2,2 |
1,3 |
0,8 |
0,8 |
Первичный баланс (до уплаты расходов на обслуживание гос.долга) |
-1 278 |
-447 |
0 |
0 |
Ненефтегазовый дефицит в %% ВВП |
8,5 |
6,9 |
5,9 |
5,7 |
Доходы федерального бюджета сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства о налогах и сборах и законодательства об иных обязательных платежах (статья 39 Бюджетного кодекса), а также проектов федеральных законов, предусматривающих изменение с 1 января 2018 года нормативов зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации отдельных налоговых и неналоговых доходов.
В течение планового периода ожидается сокращение объема доходов федерального бюджета по отношению к ВВП - главным образом в части нефтегазовых доходов, что обуславливается тремя основными факторами:
- Во-первых, по данным Минфина России ожидается, что после кратковременного повышения в 2017 году вследствие действия соглашения по ограничению добычи между странами ОПЕК и Российской Федерации, цены на энергоносители на мировом рынке вернутся к равновесному уровню (цена на нефть марки Юралс устанавливается на уровне 40 долларов США за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации, начиная с 2018 года, на 2 процента), в то время как курс рубля к доллару США будет оставаться стабильным в реальном выражении.
При этом Прогноз основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 - 2020 гг. гг. разработан в составе трех основных вариантов - базового, консервативного и целевого. Во все три варианта прогноза заложена реализация бюджетной политики в соответствии с новой конструкцией бюджетных правил, которая предусматривает фиксацию базовой цены нефти марки "Юралс" на уровне 40 долларов США за баррель в реальном выражении (в ценах 2017 г.).
Однако по данным Минэнерго России планируется пролонгация действия соглашения по ограничению добычи нефти между странами ОПЕК и Российской Федерации и на следующий год, в связи с этим ожидается, что в 2018 году цена на нефть марки Юралс будет значительно превышать 40 долларов США за баррель в ценах 2017 года и может достичь уровень, превышающий в 2017 году;
- Во-вторых, несмотря на сокращение добычи нефти в 2017 году и планируемом в течение прогнозного периода снижения доля нефтегазового сектора в структуре ВВП, продолжается рост экспорта газа и нефти, нефтепродуктов за счет увеличения глубины переработки нефти;
- В-третьих, по мере роста истощенности разрабатываемых запасов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения эффективная ставка налогообложения нефтегазового сектора продолжит снижаться.
О совершенствовании системы налогообложения нефтегазового сектора
Нефтегазовые доходы федерального бюджета в настоящий момент формируются за счет налога на добычу полезных ископаемых на нефть, газ горючий природный, газовый конденсат, а также вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти.
Действующий в настоящее время механизм взимания налогов с оборота в нефтяной отрасли привел к необходимости создания системы многочисленных налоговых и таможенных льгот, дальнейшее разрастание которых ставит под сомнение эффективности фискальной системы налогообложения. С другой стороны, есть объективная тенденция ухудшения структуры запасов углеводородов.
Пилотные проекты НДД. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования на истощенных месторождениях предусматривается введение новой системы налогообложения (далее - НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ и экспортная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи нефти, величина которого определяется за весь срок инвестиционного проекта при разработке конкретного участка недр, а уровень налоговых изъятий зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке участка недр с учетом фактических цен на нефть и затрат на её добычу.
Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. Налоговую ставку предполагается установить в размере 50%. НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций, в остальном действующий порядок исчисления налога на прибыль организаций сохранится.
Данные изменения позволят повысить инвестиционную привлекательность разработки новых месторождений за счет перераспределения налоговой нагрузки на более поздние этапы разработки месторождений, то есть после их выхода на проектную мощность и стимулировать применение третичных методов интенсификации добычи для зрелых месторождений. В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке и расширении периметра его применения.
В средне- и долгосрочной перспективе предлагается рассмотреть целесообразность завершения налогового маневра, предусматривающего поэтапное снижение ставки экспортной пошлины вплоть до ее отмены с одновременным увеличением ставок НДПИ на нефть и корректировкой системы акцизов на нефтепродукты.
Изъятие нефтяной ренты будет осуществляться посредством увеличения НДПИ на нефть и на газовый конденсат соразмерно отменяемой таможенной пошлине. Вместо таможенной субсидии, предоставляемой предприятиям нефтеперерабатывающей промышленности, предполагается введение компенсационного механизма "отрицательных" акцизов на нефть. Механизм компенсаций будет обеспечивать надежность поставок качественных товарных нефтепродуктов на внутренний рынок и дальнейшее повышение эффективности переработки нефти.
При этом источниками дополнительных доходов федерального бюджета могут стать увеличение поступлений от НДПИ на нефть, а также отказ от предоставления нефтяной таможенной субсидии в рамках ЕАЭС.
Кроме того, в целях обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предполагается:
- продлить действие увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти (плюс 428 рублей за тонну), установленной на 2019 год, на период до 31 декабря 2020 года.
- внести изменения в порядок определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа горючего природного организациями, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения и аффилированными с ними компаниями в 2020 году, установив значение коэффициента, характеризующего экспортную доходность единицы условного топлива в 2020 году на уровне значения 2019 года (1,4441).
Расходы федерального бюджета.
Решением Совета Государственной Думы (Протокол N71 заседания Совета Государственной Думы от 29 сентября 2017 года) Комитет Государственной Думы по энергетике определен ответственным за рассмотрение Государственной программы Российской Федерации N 22 "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (совместно с Комитетом Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству - соисполнителем) и Государственной программы Российской Федерации N 30 "Энергоэффективность и развитие энергетики", включенных в перечень государственных программ, рассматриваемых в рамках настоящего законопроекта.
Государственная программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 506-12 и разработана для реализации крупномасштабных государственных мероприятий по закреплению и расширению глобальных преимуществ, которыми обладает российская атомная энергетика и промышленность, обновлению научно-технологического потенциала ядерного оружейного комплекса, сохранению стратегических интересов и решению геополитических задач, которые имеют решающее значение для надежного обеспечения национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации.
Расходы федерального бюджета в 2017-2020 годах на реализацию государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" представлены в таблице 2.
Таблица 2
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2017 год* |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
к закону, % |
Закон N 415-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2019 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
|||
Всего |
70 323,7 |
64 584,3 |
66 541,1 |
103,0 |
62 194,9 |
66 185,8 |
106,4 |
66 938,2 |
101,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций" |
22 719,0 |
22 058,8 |
17 357,1 |
78,7 |
20 912,9 |
17 428,1 |
83,3 |
17 755,6 |
101,9 |
Подпрограмма "Обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отходами" |
2 683,7 |
2 772,7 |
2 772,7 |
100,0 |
2 357,7 |
2 357,7 |
100,0 |
3 538,1 |
150,1 |
Подпрограмма "Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли и расширение сферы использования ядерных технологий" |
8 454,7 |
5 351,7 |
8 565,7 |
160,1 |
5 469,5 |
9 545,7 |
174,5 |
10 583,6 |
110,9 |
Подпрограмма "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных заданий и функций в области государственного управления использованием атомной энергии" |
202,6 |
237,5 |
147,0 |
61,9 |
232,3 |
147,0 |
63,3 |
147,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне" |
17 401,9 |
17 315,6 |
17 315,6 |
100,0 |
17 131,3 |
17 131,3 |
100,0 |
9 097,0 |
53,1 |
Федеральная целевая программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" |
4 040,2 |
4 414,0 |
4 393,6 |
99,5 |
2 757,8 |
2 757,8 |
100,0 |
5 910,6 |
214,3 |
Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" |
14 821,6 |
12 434,1 |
15 989,5 |
128,6 |
13 333,3 |
16 818,1 |
126,1 |
19 906,3 |
118,4 |
_____________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2017 г.,
** - Закон N 415-ФЗ - Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 157-ФЗ.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в законопроекте на реализацию государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", в 2018 году составят 66 541,1 млн. рублей, в 2019 году - 66 185,8 млн. рублей, в 2020 году - 66 938,2 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 415-ФЗ, в 2018 году увеличены на 1 956,9 млн. рублей, в 2019 году - на 3 990,8 млн. рублей, в 2020 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2019 год, увеличены на 752,4 млн. рублей.
Изменения параметров ресурсного обеспечения в разрезе структурных элементов государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" представлены в таблице 3.
Таблица 3
млн. рублей | |||
Структурный элемент |
(2018 Законопроект - 2018 Закон N 415-ФЗ) |
(2019 Законопроект - 2019 Закон N 415-ФЗ) |
(2020 Законопроект - 2019 Законопроект) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
1 956,9 |
3 990,8 |
752,4 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций" |
-4 701,7 |
-3 484,8 |
327,5 |
Основное мероприятие "Завершение строительства энергоблоков высокой степени готовности и строительство новых энергоблоков" |
-4 795,4 |
-3 484,8 |
1 166,1 |
Основное мероприятие "Строительство атомных станций малой мощности" |
93,7 |
0,0 |
-838,6 |
Подпрограмма "Обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отходами" |
0,0 |
0,0 |
1 180,4 |
Основное мероприятие "Обращение с радиоактивными отходами, включая радиоактивные отходы, образующиеся в бюджетных организациях" |
0,0 |
0,0 |
1 180,4 |
Подпрограмма "Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли и расширение сферы использования ядерных технологий" |
3 214,0 |
4 076,2 |
1 037,9 |
Основное мероприятие "Участие в проекте создания Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР" |
3 262,3 |
4 116,6 |
1 095,1 |
Иные основные мероприятия |
-48,2 |
-40,4 |
-57,2 |
Подпрограмма "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных заданий и функций в области государственного управления использованием атомной энергии" |
-90,5 |
-85,3 |
0,0 |
Основное мероприятие "Выполнение Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" возложенных на нее государственных полномочий" |
-90,5 |
-85,3 |
0,0 |
Подпрограмма "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне" |
0,0 |
0,0 |
-8 034,3 |
Основное мероприятие "Содержание объектов федерального государственного унитарного предприятия атомного флота, связанных с использованием атомной энергии" |
0,0 |
0,0 |
-941,7 |
Основное мероприятие "Строительство атомных ледоколов" |
0,0 |
0,0 |
-7 092,5 |
Федеральная целевая программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" |
-20,5 |
0,0 |
3 152,8 |
Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" |
3 555,4 |
3 484,8 |
3 088,2 |
Изменены параметры финансового обеспечения подпрограммы "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций". По основному мероприятию "Завершение строительства энергоблоков высокой степени готовности и строительство новых энергоблоков" уменьшены бюджетные ассигнования на 4 795,4 млн. рублей в 2018 году и на 3 484,8 млн. рублей в 2019 году относительно параметров Закона N 415-ФЗ и увеличены бюджетные ассигнования в 2020 году на 1 166,1 млн. рублей по сравнению с параметрами законопроекта на 2019 год в связи с необходимостью перераспределения объемов бюджетного финансирования на реализацию в 2018 и 2019 годах:
- основного мероприятия "Строительство атомных станций малой мощности" в целях своевременного выполнения работ по строительству объектов береговой инфраструктуру и гидротехнических сооружений для размещения плавучей атомной теплоэлектростанции в районе г. Певек Чукотского автономного округа для замещения выбывающих мощностей Билибинсой АЭС;
- мероприятий федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" (далее - ФЦП "ОЯРБ-2").
Соответственно по основному мероприятию "Строительство атомных станций малой мощности" указанной подпрограммы предложено увеличение бюджетных ассигнований на 93,7 млн. рублей в 2018 году по сравнению с аналогичными затратами Закона N 415-ФЗ и уменьшением бюджетных ассигнований в объеме 838,6 млн. рублей в 2020 в связи с нормативно обусловленным перераспределением бюджетных ассигнований 2020 года.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отходами" обусловлено изменениями по основному мероприятию "Обращение с радиоактивными отходами, включая радиоактивные отходы, образующиеся в бюджетных организациях" в части увеличения бюджетных ассигнований в объеме 1 108,4 млн. рублей в 2020 году за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство универсальных атомных ледоколов в целях выполнения государственных обязательств по сбору вновь образующихся отработавших источников ионизирующего излучения в бюджетных организациях: федеральных медицинских центрах и больницах, объектах военного назначения, научно-исследовательских центрах, государственных высших учебных учреждениях в полном объеме.
Увеличение бюджетных ассигнований обусловлено сбалансированным перераспределением бюджетных ассигнований с подпрограммы "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне" на первоочередные мероприятия по обращению с радиоактивными отходами, включая радиоактивные отходы, образующиеся в бюджетных организациях.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли и расширение сферы использования ядерных технологий" обусловлено, помимо общих подходов по определению бюджетных ассигнований, увеличением бюджетных ассигнований на выполнение международных обязательств Российской Федерации в рамках реализации проекта создания Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР и участия в международных организациях в объеме 3 262,3 млн. рублей в 2018 году, 4 116,6 млн. рублей в 2019 году по сравнению с уровнем Закона N 415-ФЗ и 1 095,1 млн. рублей в 2020 году относительно параметров Законопроекта на 2019 год.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных заданий и функций в области государственного управления использованием атомной энергии" обусловлено изменениями по основному мероприятию "Выполнение Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" возложенных на нее государственных полномочий" (сокращение бюджетных ассигнований в объеме 90,5 млн. рублей в 2018 году, 85,3 млн. рублей в 2019 году в связи с уточнением состава мероприятий, финансируемых за счет указанной субсидии и уплаты платежей).
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне" обусловлено:
по основному мероприятию "Содержание объектов федерального государственного унитарного предприятия атомного флота, связанных с использованием атомной энергии" - уменьшением бюджетных ассигнований в объеме 941,7 млн. рублей в 2020 году относительно уровня законопроекта на 2019 год в связи с приведением параметров финансирования мероприятий по содержанию объектов ФГУП "Атомфлот" в соответствие с параметрами, утвержденными государственной программой;
по основному мероприятию "Строительство атомных ледоколов" - уменьшением бюджетных ассигнований в объеме 7 092,5 млн. рублей в 2020 году в связи с приведением параметров финансирования инвестиционного проекта "Строительство универсальных атомных ледоколов" в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 660 (в редакции от 28 августа 2017 г. N 1027) "Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство головного универсального атомного ледокола" и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 715 (в редакции от 28 августа 2017 г. N 1027) "Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов".
Изменение параметров финансового обеспечения федеральной целевой программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года" обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований на осуществление взноса в уставный капитал АО "ГНЦ-НИИАР", г. Димитровград-10 в 2018 году на 20,5 млн. рублей в связи с уточнением параметров финансирования проекта и увеличением бюджетных ассигнований в 2020 год на 3 152,8 млн. рублей в целях своевременного завершения инвестиционного проекта "Строительство многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР".
Увеличение параметров финансового обеспечения ФЦП "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года" в 2020 году относительно уровня 2019 года по законопроекту обусловлено соответствующими параметрами финансирования, предусмотренными нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, перераспределением бюджетных ассигнований 2017 года на реализацию проекта "Строительство многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР" на 2020 год, а также сбалансированным перераспределением бюджетных ассигнований с подпрограммы "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне".
Изменение параметров финансового обеспечения федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года" обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на 3 555,4 млн. рублей в 2018 году, на 3 484,8 млн. рублей в 2019 году к уровню Закона N 415-ФЗ и на 3 088,2 млн. рублей в 2020 году к параметрам Законопроекта на 2019 год в связи с необходимостью реализации первоочередных мероприятий в части ввода в эксплуатацию в установленные ФЦП сроки особо важных объектов:
- опытно-демонстрационного центра (второй пусковой комплекс) по переработке отработавшего ядерного топлива на основе инновационных технологий федерального государственного унитарного предприятия "Горнохимический комбинат" (г. Железногорск, Красноярский край);
- 1-ой очереди объекта окончательной изоляции радиоактивных отходов (пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов) 1-го и 2-го классов (Красноярский край, Нижне-Канский массив);
- выполнение комплекса работ по утилизации атомного ледокола "Арктика".
Дополнительно, в связи с заполнением на 80% - 97% временных хранилищ атомных станций федеральными радиоактивными отходами государственным заказчиком принято решение по увеличению бюджетного финансирования в период 2018 - 2020 годы на проведение работ по мероприятию N 8.1 "Безопасное удаление радиоактивных отходов из пунктов хранения, подготовка к захоронению, транспортировка к пункту захоронения и захоронение" в рамках установленного общего объема финансирования по мероприятию.
Увеличение параметров финансового обеспечения ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" в 2018-2019 годах, предусмотренных законопроектом относительно аналогичных параметров Закона N 415-ФЗ, а в 2020 году относительно уровня 2019 года обусловлено сбалансированным перераспределением с основного мероприятия 1.1 "Завершение строительства энергоблоков высокой степени готовности и строительство новых энергоблоков", а также подпрограммы "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне" в целях реализации первоочередных мероприятий указанной ФЦП. Перераспределение проводится без увеличения общего объема финансирования ФЦП.
В законопроекте N 274618-7 Минэнерго России предусмотрено 43 128 млн. рублей (в 2018 году - 14 441,5 млн. рублей, в 2019 году - 19 299,4 млн. рублей, в 2020 году - 9 387,1 млн. рублей), в том числе:
- согласно приложению 15 к законопроекту по государственной программе "Энергоэффективность и развитие энергетики" - 30 909,9 млн. рублей (в 2018 году - 11 348,0 млн. рублей, в 2019 году - 10 406,9 млн. рублей, в 2020 году - 9 155,0 млн. рублей);
- по федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года" - 12 203,4 млн. рублей (в 2018 году - 3 088,6 млн. рублей, в 2019 году - 8 887,6 млн. рублей, в 2020 году - 227,2 млн. рублей), с учетом перераспределенных бюджетных ассигнований на реализацию 5 мероприятий в размере 4 891,0 млн. рублей с 2018 на 2019 год.
При этом предусматривается выделение Минэнерго России средств на взнос в уставный капитал публичного акционерного общества "Российские сети" (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности) в 2019 и 2020 годах, который согласно Приложению 27 к законопроекту представляет собой бюджетные инвестиции юридическим лицам в объекты капитального строительства дочерних обществ (Раздел III).
На непрограммные направления деятельности (содержание специальных объектов) предусмотрено 14,7 млн. рублей (в 2018 году- 4,9 млн. рублей, в 2019 году - 4,9 млн. рублей, в 2020 году - 4,9 млн. рублей).
Государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики" утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 512-р. Участник государственной программы - Минэнерго России, участник - Минпромторг России. Целью государственной программы является надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) на окружающую среду.
Расходы федерального бюджета в 2017-2020 годах на реализацию государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" представлены в таблице 4.
Таблица 4.
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2017 год* |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
Закон N 415-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 415-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2019 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
|||
Всего |
8 328,3 |
5 635,5 |
11 348,0 |
201,4 |
5 531,5 |
10 406,9 |
188,1 |
9 155,0 |
88,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" |
63,8 |
63,8 |
65,1 |
102,0 |
63,8 |
66,0 |
103,4 |
67,8 |
102,7 |
Подпрограмма "Развитие и модернизация электроэнергетики" |
2 172,3 |
0,0 |
5 759,8 |
- |
0,0 |
4 825,1 |
- |
3 523,6 |
73,0 |
Подпрограмма "Реструктуризация и развитие угольной и торфяной промышленности" |
2 901,6 |
3 055,4 |
3 003,1 |
98,3 |
2 959,5 |
2 966,9 |
100,2 |
2 973,0 |
100,2 |
Подпрограмма "Развитие использования возобновляемых источников энергии" |
14,1 |
13,7 |
13,4 |
98,0 |
13,4 |
13,4 |
100,0 |
13,4 |
100,0 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" |
3 176,4 |
2 502,6 |
2 506,6 |
100,2 |
2 494,8 |
2 535,6 |
101,6 |
2 577,3 |
101,6 |
_____________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2017 г.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в законопроекте на реализацию государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики", в 2018 году составят 11 348,0 млн. рублей, в 2019 году - 10 406,9 млн. рублей, в 2020 году - 9 155,0 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 415-ФЗ, в 2018 году увеличены на 5 712,5 млн. рублей, в 2019 году - на 4 875,4 млн. рублей, в 2020 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2019 год, уменьшены на 1 251,9 млн. рублей.
В рамках государственной программы финансовое обеспечение из средств федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрено на 7 основных мероприятий.
Изменения параметров ресурсного обеспечения в разрезе структурных элементов государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" представлены в таблице 5.
Изменения параметров ресурсного обеспечения государственной программы по отношению к действующей редакции обусловлено следующими причинами.
Таблица 5
млн. рублей | |||
Структурный элемент |
(2018 Законопроект - 2018 Закон N 415-ФЗ) |
(2019 Законопроект - 2019 Закон N 415-ФЗ) |
(2020 Законопроект - 2019 Законопроект) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
5 712,5 |
4 875,4 |
-1 251,9 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Развитие и модернизация электроэнергетики" |
5 759,8 |
4 825,1 |
-1 301,5 |
Основное мероприятие "Возмещение территориальным сетевым организациям недополученных доходов, вызванных установлением экономически необоснованных тарифных решений" |
5 759,8 |
4 825,1 |
-1 301,5 |
Подпрограмма "Реструктуризация и развитие угольной и торфяной промышленности" |
-52,3 |
7,3 |
6,1 |
Основное мероприятие "Реструктуризация угольной промышленности" |
-52,3 |
7,3 |
6,1 |
Иные подпрограммы |
5,0 |
43,0 |
43,5 |
В подпрограмме 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" на плановый 2020 год сокращены в полном объеме расходы по основному мероприятию 1.4. "Поддержка мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации" и основному мероприятию 1.5 "Выполнение научно-исследовательских работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Законопроектом на реализацию подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" планируется направить лишь 198,9 млн. рублей. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 415-ФЗ, в 2018 году увеличены на 1,3 млн. рублей, в 2019 году - на 2,2 млн. рублей, в 2020 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2019 год, увеличены на 4 млн. рублей. Отмечается незначительное увеличение на 7,4 млн. руб. указанного объема бюджетных ассигнований по сравнению с 2016 годом, при этом объем бюджетных ассигнований направлен исключительно на реализацию только одного из пяти основных мероприятий: 1.3. "Информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности", расходы по которому направлены на сопровождение государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (субсидии бюджетным учреждениям на иные цели) и финансовое обеспечение иных расходов государственных органов Российской Федерации и федеральных казенных учреждений (прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд).
В подпрограмме 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики" предусмотрено выделение субсидий на компенсацию территориальным сетевым организациям, функционирующим в Республике Крым и г. Севастополе, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня в объеме 14 108, 4 млн. рублей (2018 год - 5 759,8 млн. рублей, 2019 год - 4 825,1 млн. рублей, 2020 год - 3 523,6 млн. рублей).
В рамках подпрограммы 3 "Развитие нефтяной отрасли" и подпрограммы 4 "Развитие газовой отрасли" на 2018-2020 годы не предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию основных мероприятий.
В подпрограмме 5 "Реструктуризация и развитие угольной и торфяной промышленности" на 2018-2020 годы предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 8 943 млн. рублей (в 2018 году - 3 003 млн. рублей, в 2019 году - 2 967 млн. рублей, в 2020 году - 2 973 млн. рублей), что позволит:
- обеспечить бесплатным пайковым углем около 27 тыс. человек в 2018 году, 26 тыс. человек в 2019 году, 25 тыс. человек в 2020 году;
- переселить из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности 1,2 тыс. семей (по 0,4 тыс. семей в год);
- провести технические работы по 19 объектам.
Увеличение финансирования по подпрограмме 5 обусловлено необходимостью исполнения социальных обязательств.
В рамках подпрограммы 6 "Развитие использования возобновляемых источников энергии" финансирование осуществляется только по основному мероприятию 6.2 "Государственная поддержка технологического присоединения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии".
Подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" включает три основных мероприятия:
7.2. "Формирование, хранение, ведение и организация использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, организационно-технологическое сопровождение функционирования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса";
7.3. "Реализация функций аппарата ответственного исполнителя Программы";
7.4. "Развитие международного сотрудничества".
Однако увеличение финансирования в отношении расходов на реализацию данной подпрограммы предусмотрено лишь по основному мероприятию 7.4. "Развитие международного сотрудничества".
Анализируя законопроект и учитывая актуальные вопросы развития ТЭК, Комитет обратил внимание на следующее.
1. В связи с пессимистическим прогнозом цены на энергоносители на мировом рынке в 2017 году и планируемым заниженным уровнем цен на нефть в 2018 году, который вновь устанавливается на уровне 40 долларов США за баррель в ценах 2017 года, выводы о планируемых доходах нефтегазового сектора существенно занижены.
2. Продолжающийся рост налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль особенно ощутимо может сказаться на деятельности ПАО "ГАЗПРОМ" в условиях низких цен на газ на внешнем рынке и стабилизации цен на внутреннем оптовом рынке, что может отрицательно отразиться на инвестиционной деятельности компании.
3. Комитетом неоднократно отмечался крайне низкий уровень бюджетного финансирования подпрограммы 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики", в частности полная отмена предоставления субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (заключение Комитета по проекту федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", рекомендации "круглого стола" Комитета Государственной Думы по энергетике на тему "Федеральный закон N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": практика применения, эффективность принятых решений, пути совершенствования" от 19 декабря 2016 г.).
Низкий уровень выделения бюджетных ассигнований подпрограммы 1 ставит под вопрос достижение запланированных целей и задач указанной подпрограммы, прежде всего речь идет о невозможности достижения заданного уровня снижении энергоемкости валового внутреннего продукта к 2030 году за счет реализации мероприятий Программы относительно уровня 2008 года.
При подготовке проекта решения Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации в апреле 2017 г. "О законодательном обеспечении государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" Комитетом было рекомендовано Правительству Российской Федерации для достижения запланированных проектом Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года целей и задач осуществить актуализацию индикаторов государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", а также предусмотреть выделение в 2018 - 2020 годах необходимых средств из федерального бюджета на реализацию проектов и иных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Данная рекомендация закреплена в итоговом решении Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 754 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и признании утратившими силу актов Правительства Российской Федерации" были установлены меры государственной поддержи проектов в области энергоэффективности, которые не могут быть реализованы ввиду отсутствия бюджетных ассигнований.
Принимая во внимание недостаточность средств бюджетов субъектов на проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, Комитет считает целесообразным рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики".
В связи с этим существует необходимость рекомендовать Правительству Российской Федерации предусмотреть в бюджете на 2018 год и плановый период до 2020 года выделение средств на реализацию вышеуказанных мер государственной поддержки, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 754.
4. Комитет вновь поднимает социальный вопрос, который касается многих шахтерских семей. Согласно действующей редакции Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" шахтеры-пенсионеры, проработавшие десять и более лет в организациях угольной промышленности с государственным участием и вышедшие на пенсию после изменения организационно-правовой формы организаций, в том числе в результате их приватизации, в настоящее время лишены права на получение бесплатного пайкового угля.
Указанная мера социальной поддержки была им доступна до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с 1 января 2005 г.). Причина случившегося нашла отражение в Программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 1099-р, где отмечается, что к отраслевым проблемам, носящих системный характер, отнесен затянувшийся процесс реструктуризации угольной промышленности в связи с недостаточностью выделенных средств из федерального бюджета и со значительным объемом дополнительной социальной нагрузки, отсутствующей в других отраслях экономики, прежде всего это касается предоставления бесплатного пайкового угля и социальных доплат к пенсиям.
В адрес депутатов Государственной Думы поступают многочисленные обращения из угольных регионов страны, в которых прямо указывается на социальную несправедливость по отношению к вышеуказанной многочисленной группе бывших работников организаций угольной промышленности. Социальная напряженность усугубляется тем, что бывшие работники: пенсионеры, семьи работников разрезов угольной промышленности, погибших (умерших) при исполнении ими своих трудовых обязанностей или вследствие профзаболевания, вдовы (вдовцы), инвалиды труда, инвалиды по общему заболеванию - относятся к наименее защищенным категориям гражданам. Затраты на приобретение угля для отопления жилищ указанных лиц составляют весомую часть семейного бюджета.
Комитет считает, что для восстановления права на получение бесплатного пайкового угля и предоставление дополнительного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсии) указанной льготной категории лиц настоятельно требуется дополнительное финансирование из средств федерального бюджета, предусматриваемых на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности на период с 2018 года по 2020 год в объеме 2 080,119 млн. рублей, в том числе на 2018 год - 724,6 млн. рублей.
5. Поставки природного газа в Хабаровский край осуществляются Консорциумом участников по проекту "Сахалин-1" по международным договорам, согласно которым цена газа рассчитывается по ценовой формуле. Основной объем поставляемого газа используется в качестве топлива для теплоэлектростанций и объектов коммунальной энергетики. При этом ресурсы газа оплачиваются в долларах США. В связи с девальвацией рубля в период кризиса значительно возросли затраты энергоснабжающих предприятий на оплату природного газа по сравнению с учтенными в регулируемых тарифах.
Ориентировочный объем нерегулированных затрат в 2018-2020 гг. составит по 1,8 млрд. рублей ежегодно.
Учитывая актуальность и важность плановых поставок природного газа для потребителей Хабаровского края, Комитет предлагает предоставить из зарезервированных средств федерального бюджета бюджетные ассигнования на условиях софинансирования на компенсацию выпадающих доходов энергоснабжающих организаций.
Комитет отмечает, что концептуально проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в части вопросов ведения Комитета соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципам, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах".
Комитет в целом поддерживает предлагаемое финансирование рассматриваемых государственных программ в рамках указанного законопроекта.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.